Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Молитва с католиками_.jpg

На фото: митрополит Иларион (Алфеев) служит совместный молебен с еретиками-папистами

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на интернет-портале «Приходы». Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект документа создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного права.

Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного Присутствия до 1 декабря 2024 года.

I. Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в ряде Апостольских правил:

«Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (Ап., 10);

«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви – да будет извержен» (Ап., 45);

«Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным» (Ап., 46).

Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают:

«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий».

В своём правиле святитель Тимофей Александрийский уточняет, что еретики на Божественной литургии

«не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь» (Тим. Ал., 9).

II. В Русской Православной Церкви сослужение с представителями других конфессий (тем более – за евхаристическим богослужением) недопустимо. Это относится и к совместному причащению или интеркоммуниону, который совершенно определенно отвергается Православной Полнотой.

III. Церковно-правовые определения относительно степени допустимости совершения совместных молитв с инославными содержатся в целом ряде документов Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви.

В документе Архиерейского Собора 1994 года «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» подчёркивается необходимость отдельного решения данного вопроса в каждом конкретном случае, однако само это решение должно отражать общее богословское понимание и сложившуюся практику:

«Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях – представляется на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни, что определяется каноническим устройством Православной Церкви и имеет место в практике других Поместных Православных Церквей». При этом сочтено необходимым «в конкретных вопросах взаимоотношений с инославным миром рекомендовать пастырям и мирянам Церкви нашей иметь мудрость и ревность о Господе, дабы не давать повод для смущения и соблазна верующим нашей Церкви» (пп. 7 и 8).

Архиерейский Собор 1997 года отметил «смущение, которое производит в православной среде практика так называемых экуменических богослужений». Архиерейский Собор 2008 года также заявил о том, что

«в процессе диалога наша Церковь не приемлет попыток “смешения вер”, совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции»[1].

В документы того же Архиерейского Собора 2008 года включено экспертное заключение Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, в котором сказано:

«Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями[2]. Из этого следует, что посещение православными католических или протестантских храмов, присутствие при инославном богослужении без явной или сокровенной молитвы, православная молитва перед общехристианскими святынями вполне допустимы, тогда как публичные или частные молитвы с инославными для православных недопустимы»[3].

Иные Архиерейские Соборы, не затрагивая напрямую тему молитв, указывали в качестве главной задачи в области межхристианских связей

«совместную защиту ценностей христианской морали, противодействие дискриминации христиан и разрушению христианской европейской традиции, а также выработку по мере возможности общего отношения к процессам либеральной секуляризации и глобализации»[4].

IV. Надлежит придерживаться следующих правил, выработанных практикой взаимоотношений клириков и мирян Русской Православной Церкви (в том числе зарубежной ее части[5]) с инославными христианами.

1. В какой мере, когда и где допустимо специальное приглашение для присутствия за православным богослужением инославных, или как относиться к аналогичным приглашением, адресованным православным – определяется священноначалием, исходя из церковной икономии, пастырских соображений, заботы о благе Церкви, имея в виду не послужить соблазну верным и в то же время не оттолкнуть ищущих сближения с Православной Церковью.

2. Уважительное присутствие неправославных людей за православным богослужением допустимо, ибо, как отметил Архиерейский Собор 2008 года, «именно возможность посещения храма Святой Софии послами великого князя Владимира открыла Руси путь к принятию Православия»[6].

При этом недопустимо сослужение инославных клириков в какой бы то ни было форме. При приглашении инославного священнослужителя на торжество в православный храм следует предложить ему присутствовать во внебогослужебной одежде. При этом следует предложить гостю занять почетное место в стороне от служащего духовенства, чтобы ни у кого не могло создаться впечатления, будто имеет место сослужение. Недопустимым является присутствие православного клирика в богослужебном облачении на богослужении инославных.

3. Присутствуя на каком-нибудь инославном собрании, православный священнослужитель должен встать при чтении молитв кем-либо из инославных, но не должен проявлять внешние знаки своего участия в этой молитве. Если на таком собрании к православному священнику будет обращена просьба благословить трапезу, то он может это сделать, ибо прочитать молитву перед трапезой и благословить ее он должен и для себя лично. На заседаниях благотворительных и иных организаций с участием инославных православный священнослужитель может прочитать молитву, при этом одновременное (совместное) чтение молитв с инославными не допускается.

4. «Для православных христиан всегда было позволительно поклоняться общехристианским святыням, не находящимся в православных храмах»[7]. С этой целью православные паломники издревле посещали неправославные, в частности, римско-католические храмы (например, храм святителя Николая в Бари, собор святого Петра в Риме и множество других церквей), где хранятся святыни Древней неразделенной Церкви. Присутствие православных и их поклонение святыням в таких храмах во время совершаемого там богослужения не рассматривается как участие в совместной молитве.

V. Недопустимость евхаристического общения[8] не исключает необходимости в ряде случаев участия клириков и мирян Русской Православной Церкви в сопровождаемых молитвами государственных торжествах или общественно значимых церемониях в тех странах, где доминирующими являются иные конфессии. Однако и в этих случаях православным христианам не следует допускать одновременное (совместное) чтение молитв с инославными или, тем более, участие в совместных богослужебных чинопоследованиях.

VI. Венчание смешанного брака допускается[9] при непременном условии, чтобы инославная сторона дала письменное обещание крестить детей, рожденных в таковом браке, в Православной Церкви и не препятствовать их православному воспитанию.

«Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»[10].

Участие инославного христианина в последовании браковенчания в случае такого брака подразумевается самим чинопоследованием Таинства.

При совершении таинства Брака недопустимым является преподание благословения венчающимся в православном храме инославным священнослужителем, а также присутствие инославного клирика в богослужебном облачении при совершении таинства.

VII. Не следует допускать инославных к восприемничеству лиц, крещаемых в Православной Церкви, поскольку в обязанности восприемников входит воспитание крестников в православной вере.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 36.

[2] Данная норма ранее была включена в документ «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям», принятый на совместном заседании Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и утвержденный решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года).

[3] Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским. I. Богословский анализ. Межхристианские и межрелигиозные отношения.

[4] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 48.

[5] См., в частности: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 26 сентября 1974. № 889 // Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921–2007). М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 187–188.

[6] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 36.

[7] Там же. См. также: Послание преп. Феодора Студита монаху Мефодию. Вопрос 5.

[8] «Единство Церкви есть прежде всего единство и общение в Таинствах. Но подлинное общение в Таинствах не имеет ничего общего с практикой так называемого «интеркоммуниона». Единство может осуществиться только в тождестве благодатного опыта и жизни, в вере Церкви, в полноте таинственной жизни в Духе Святом» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, 2.12).

[9] Документ «О канонических аспектах церковного брака», принятый на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 года, регламентирует получение благословения епархиального архиерея на совершение венчания такого смешанного брака:

«Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере» (О канонических аспектах церковного брака. III. Браки с инославными христианами).

[10] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, X.2.

Источник




Возврат к списку