
Новости и комментарии
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Богохульство оптом и в розницу

Чем все-таки объясняется вот такое отношение к религии в интеллектуально-философских средах Европы? Проблема не в том, что либеральная Европа отрицает грех, в каком-то смысле она на нем настаивает, она отрицает христианские методы борьбы с грехом.
Роскомнадзор вынес предупреждение нескольким интернет-СМИ з а рекламу творений новосибирского художника Артема Лоскутова, которого ранее привлекали к административной ответственности за продажу футболок с изображением Богородиц в балаклаве. Наверное, само это очередное событие из жизни «креативного класса» меня бы оставило совершенно равнодушным, если бы ранее на портале «Полит.ру» не было опубликовано интервью с одним из наиболее популярных сегодня в России властителей европейских дум, словенским философом Славоем Жижеком.
В этом интервью Жижек объявил себя атеистом, причем «до мозга костей», но при этом сказал, что очень уважает христианское наследие, в особенности за саму идею «смерти Бога». Теперь Бог не просто умер, но знает, что Он умер. И это якобы самое ценное в христианстве. Мысль далеко не новая — теологию «смерти Бога» развивал еще погибший в гитлеровском концлагере Дитрих Бонхеффер. Но Жижек пытается использовать эту мысль для оправдания «богохульства» и кощунства, которые кажутся ему неотделимыми от самой христианской религиозности. «Для меня богохульство — и многие умные христианские теологи это знают — это неотъемлемая часть нелепой карнавальной культуры. <…> В христианстве Бог сам себя помещает в такое положение, в котором допустимо богохульство. Это действительно уникально».
Уникально здесь, конечно, только простодушие зарубежного светилы. Из его слов выходит, что если в христианстве трагически погибает Бог, то это означает, что над Ним позволительно издеваться. Если бы Жижек пришел на любую могилу, даже не жертв Холокоста, голодомора, бомбардировок Дрездена и Хиросимы, а на обычную могилу любого трагически погибшего человека и совершил бы на ней кощунство, то вне зависимости от буквы закона, думаю, он был бы немедленно приведен в состояние несовместимое с продолжением преподавательской деятельности. Но ему и в голову не приходит, что в самой идее смерти Бога есть что-то трагическое. Скорее напротив, Христос, обрекши Себя на крестную смерть, как бы позволил Pussy Riot над Собой смеяться.
Не надо быть поклонником учителя Жижека, психоаналитика Жака Лакана, чтобы не увидеть в этих словах философа признака извращенности известного толка, причем сам же Жижек это подтверждает, посвящая значительную часть своего интервью извращениям и извращенности, следы которых он обнаруживает повсеместно. Думаю, для того чтобы сказать, подобно агенту Клаусу из «Семнадцати мгновений», «среди извращенцев нельзя оставаться здоровым человеком, так я хотя бы все эти годы был самым здоровым среди извращенцев».
Но даже если оставить в покое извращения, чем все-таки объясняется вот такое отношение к религии в интеллектуально-философских средах Европы? Жижек сам говорит, ссылаясь на своего друга Алена Бадью, что сегодня в Европе борьба левых секуляристов с Ватиканом — это во многом тривиальная борьба за власть. Но у всякой тривиальной борьбы за власть есть некое идеальное основание.
Что это за основание? Предельно схематично, религия в истории играла две служебные роли: она примиряла человека с фактом собственной смерти и немного смягчала жестокие нравы. Сегодня просвещенному европейцу в загробную жизнь трудно поверить, а моральную пользу христианства сложно принять. Мысль о смерти уходит на второй план, а для тех, кто не может найти утешения, существуют оккультизм и практики медитации, что же касается смягчения нравов, то тут христианство из подручного средства превратилось в досадную помеху.
Я пишу эти строки из далекой Скандинавии, страны викингов. Когда-то на этой земле христианство и в самом деле смягчало сердца свирепым разбойникам, угрожавшим всей Европе. Но сегодня в тихой и спокойной Швеции, еще более мирной Дании и немного более напряженной Норвегии, в которых женщины на всех направлениях теснят мужчин, а мужчины, в общем, не особенно этому сопротивляются, уже почти никого не требуется смягчать.
Когда в поствоенной Европе начался этот процесс феминизации, точнее демаскулинизации общества, он еще встречал протестующие голоса — вспомним «Заводной апельсин» Энтони Берджесса или появившееся почти в одно время с ним «Возвращение со звезд» Станислава Лема. Но потом это искусственное «смягчение нравов» стало приносить свои видимые плоды: в Европе, особенно северной ее части, ты чувствуешь себя почти в полной безопасности, совсем не то что в России. Обратной стороной этого процесса являются вспышки беспричинного террора, почти бессмысленного насилия в ситуации всеобщей расслабленности.
Для этого расслабившегося мира представляет угрозу все, что до сих пор находится в напряженном состоянии. Проблема не в том, что либеральная Европа отрицает грех, в каком-то смысле она на нем настаивает, она отрицает христианские методы борьбы с грехом. Она придумала собственные методы, и ей кажется, что эти методы оказались более успешными, чем рецепты древнего христианства.
Россия, разумеется, все эти методы отрицает, при всей своей «бабской душе» она до сих пор, наверное, самая мускулинная страна Европы. В Осло почти на каждом шагу стоят гигантоподобные изображения обнаженных женщин одновременно с маленькими и нелепыми фигурками мужчин. Так современное искусство борется с традиционными нравами этой самой мускулинной страны Скандинавии, где о викингах еще не вполне забыли. Появись что-нибудь подобное в Москве, это мгновенно сочли бы идеологической диверсией.
Вот поэтому и проникает к нам современная Европа посредством карнавального богохульства с его псевдоутонченным философским обоснованием. Европа показывает нам сны о спокойной жизни, к которой можно приобщиться, только если расслабиться и перестать напрягаться, гневаться, возмущаться. Смерть Бога — это ведь только повод посмеяться.