Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
10.06.2023

Скончался выдающийся русский литературовед и писатель Глеб Анищенко

Анищенко Глеб_.png

Скорбная весть пришла из Обнинска. 9 июня на 71-м году жизни скончался поэт, публицист, литературовед, общественный деятель Глеб Александрович Анищенко.

Глеб Александрович был настоящим русским интеллигентом в лучшем значении этого слова. Можно сказать, что он олицетворял собой подлинный его смысл. Скромный, тактичный, придерживающийся своего мнения, но не стремящийся во что бы то ни стало навязать его своему ближнему, он умел по слову Ильина («мы все – одна ткань») не разрывать «ткань», но латать её. При этом нисколько не поступаясь собственными принципами. Просто потому что никогда не путал принципы с личным самолюбием. К недостаткам ближних, к их огрехам он относился с терпением и мягкостью. Не «либерально», а – по-христиански.

По-христиански переносил Глеб Александрович и тяжёлый недуг, до срока сведший его в могилу. Он знал, что дни его сочтены, но не жаловался, не роптал, принимая всё стоически и смиренно.

Лично мы встречались с Глебом Александровичем лишь один раз – на вечере ВСХСОН в Доме Русского Зарубежья 6 лет тому назад. Но без малого 10 лет он был постоянным автором и читателем журнала «Голос Эпохи», где из номера в номер публиковались его прекрасные очерки, воспоминания, статьи… Последней была опубликована работа «Памятники и люди», посвященная болезненному вопросу памятников в нашей стране.

В последние годы Г.А. Анищенко работал над сценарием многосерийного фильма о Белом Движении, собирал материалы и ввиду этой работы особенно интересовался тематическими материалами, публиковавшимися (в том числе впервые) в нашем издании. Увы, проект этого фильма так и остался не осуществлен. И при нынешнем недвусмысленном уклоне вряд ли будет осуществлен в обозримой перспективе.

Уход Глеба Анищенко – большая потеря и для русской литературы, и для русского патриотического сообщества, в котором остро не хватает людей, умеющих заживлять, а не раздирать. Царствие Небесное светлому и талантливому русскому человеку!

Елена Семёнова,

редактор журнала "Голос Эпохи" и портала "Русская стратегия"

Источник

Глеб Александрович Анищенко родился 13 октября 1952 года в Москве в семье инженеров.

В 1975 году окончил русское отделение филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В 1975—1977 годах работал старшим научным сотрудником музея А.Н. Островского в Щелыкове Костромской области. По идейным соображениям вышел из комсомола и поэтому был вынужден уволиться из музея. В течение 13 лет работал сторожем, грузчиком, лифтёром. Неоднократно подвергался обыскам, задержаниям, увольнениям как инакомыслящий.

С 1987 по 1992 год вместе с Виктором Аксючицем издавал литературно-философский журнал русской христианской культуры «Выбор» (самиздат, переиздание в Париже, тираж от 50 копий (1-й выпуск) до 30 000 копий) и был его главным редактором.

В 1990—1997 годах — сопредседатель Думы Российского христианского демократического движения (РХДД) — первой христианской партии современной России, представленной в высших законодательных органах России: в 1990 году четырьмя депутатами, а в 1992—1993 годах — двенадцатью (шестеро из которых входили в руководство движения).

В 1990—1994 годах — главный редактор газеты РХДД «Путь», где и было опубликовано большинство его публицистических статей.

Служил научным специалистом Комитета Верховного Совета РФ по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности. Входил в экспертный совет по выработке Закона Верховного Совета РСФСР 1990 года «О свободе вероисповедания».

В июне 1993 года — член Конституционного совещания от РХДД. Вместе с группой делегатов покинул зал заседаний в знак протеста против произвола представителей администрации Б.Н. Ельцина, нарушавших права участников совещания.

В 1991 и 1993 годах находился среди защитников здания Верховного Совета: сначала — от ГКЧП, потом — от танков Ельцина.

С конца 1990-х гг. работал учителем литературы в частной школе-пансионе «Дубравушка» в городе Обнинске Калужской области; заведующий кафедрой литературы.

Первые публицистические статьи — «Права человека в СССР» и «Кто виноват?» (о русском национальном вопросе) — печатались в журнале «Гласность», во многих эмигрантских и западноевропейских изданиях. Эти и другие статьи перестроечного и постперестроечного периодов вошли в книгу «Выбор и Путь. Публицистические и литературные очерки, воспоминания», в которой ключевые события жизни страны того времени увидены глазами активного христианского политика и общественного деятеля.

Наиболее значимыми очерками являются «Нужен ли „Нюрнбергский процесс“ в Москве?», «Соблазн православного сталинизма», «Три революции», «Галицийский нацизм».

Литературные очерки разных лет также являются концептуальными. В исследовании творчества Пушкина, Пильняка, Булгакова, Солженицына автор использует метод, названный им «метафизическим прочтением». В книгу также вошли воспоминая автора — свидетельство о жизни, идеологии, взаимоотношениях с властью той части образованного русского общества, которая не подходила ни под коммунистические, ни под либерально-демократические стандарты.

Самая значительная литературоведческая работа Г. Анищенко — «Православие. Литература. Революция» (М., «Паломник», 2010 г.). В ней автор, впервые используя свой метод «метафизического прочтения», открыл новые грани в пророческом творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского; показал связь таких разных писателей, как Горький, Блок, Маяковский, через их отношение к христианству и революции.

Поэтическое творчество Анищенко представлено в сборнике «Молчание и слово. Книга стихотворений, поэм, прозы». Большинство стихотворений и поэмы «Декабрьское вино», «Лунин», «Площадь», «Страстная седмица» были написаны в 1970—1980-е годы. Три лирических тетради и четыре поэмы связывает единство авторской мысли, которая сосредоточена на самых главных и болевых проблемах прошлого и настоящего русской жизни и культуры. Главную мысль книги можно определить как путь - путь человека, поэта и вместе с тем путь России, каким он видится автору.

В 2018 году вышла книга Г. Анищенко «Белая трагедия». Текст писался как сценарий художественного фильма, но он вполне может восприниматься и как самостоятельное произведение, в котором даётся духовное, христианское осмысление революции 1917-го года и Гражданской войны. Взгляд автора сосредоточен не столько на социально-политической проблематике, сколько на теме инфернальности, демоничности происходившего в 1917—1922 годах. В центре книги — трагическая судьба членов семьи московского священника Петра Архангельского и их друзей. Драматическое повествование основано на переплетении сюжетных линий вымышленных героев и реальных участников исторических событий (Николая Второго, его Семьи и великой княгини Елисаветы Фёдоровны, генерала Келлера и адмирала Колчака, Патриарха Тихона и епископа Камчатского Нестора, Ленина и Свердлова). В основу «Белой трагедии» положены документальные свидетельства целого ряда монографий, статей, дневников и мемуаров — как ранее известных, так и опубликованных в последнее время.

Г. Анищенко определял себя как литератора консервативного направления мысли.




Возврат к списку