
Новости и комментарии
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Как уничтожали святыню
Попытка своими руками сотворить новое чудо обновления почитаемой иконы привела к фактической утрате образа
На фото: оригинал Державной иконы Божией Матери, который мы больше никогда не увидим
Державная икона Божией Матери для верных чад нашей Церкви – больше чем просто почитаемый образ. Как известно, она была явлена 2 марта по н.с. 1917 года в день падения русской монархии. (Напомним, что за т. н. «Акт об отречении» выдается документ, юридически абсолютно ничтожный и незаконный). В обретении этого образа было явлено, что корона Российской империи не упала вместе с головой Монарха, а была возложена на Себя Самой Пречистой. Матерь Божия взяла из рук Государя Царскую власть, чтобы передать ее будущему самодержавному правителю России. Поэтому данный образ с мистической, духовной точки зрения относится к самой сердцевине современного русского сакралитета.
И вот, в 2022 году икону было решено отреставрировать. Это сопровождалось подробным идеологическим обоснованием, в котором, под прикрытием внешне благочестивых и правильных слов, был сформулирован типично модернистский подход к проблеме. Целью этой т. н. «реставрации» было провозглашено «максимально полное воссоздание первозданного образа с закреплением хронологически первого (старейшего) красочного слоя и удалением позднейших записей». Иными словами, реставраторы сразу пошли по накатанной, стали действовать с использованием своего привычного шаблона: надо снимать позднейшие слои, как менее ценные и оставлять нижний слой красок, который, согласно их представлению, представляет главную ценность: «Местами живопись верхних красочных слоев эстетически малоубедительна на фоне раскрытого реставраторами первого слоя…, – считает протоиерей Леонид Калинин. — Нынешние же восстановительные работы, напротив, выполняются тщательно и на высочайшем научном уровне».
Уже в этом высказывании маститого протоиерея видится полное непонимание духовной стороны дела. Ведь вся духовная, мистическая сторона явленного образа связана именно с позднейшими слоями красок!
Как бы ни ссылались наши современные церковные реставраторы на специалистов Третьяковки, именно по их сегодняшним свидетельствам, «Коломенский» образ в результате «реставрации» практически утрачен! Сейчас, когда основные работы в основном завершены, выясняется, что действительность прямо противоположна тому, что говорилось при их начале: наибольшую художественную ценность представляют именно позднейшие слои, старательно счищенные ремесленниками из реставрационной мастерской ТСЛ. «В результате проведённых работ – пишет их современный свидетель – явленный чудотворный Образ понёс следующие утраты: с ликов были сняты старинные масляные краски, те самые, которые реставрировал Григорий Осипович Чириков. (Реставратор, работавший с иконой в 1917 году – В.С.). Они создавали образ этих ликов и являлись произведением искусства. На расчищенной темперной основе, реставраторы подвели тени, в результате чего лики выглядят как после неумелого макияжа.» И т.д. Могут сказать, что это пишет не искусствовед. Но искусствоведы, с которыми нам довелось беседовать, его слова полностью подтверждают! В результате, пишет автор статьи, «утрата явленного изображения будет символизировать искажение духовного образа нашего народа и утрату покрова над нами Царицы Небесной. Искажение самих основ нашей общественной, политической и духовной жизни, которые не сломили годы лихих гонений первой половины двадцатого века».
Конечно, решать за Божью Матерь вряд ли правильно. Чудотворная икона – это особая реальность; она может чудесно обновиться по нашей вере и нашим молитвам. Но немалая правда в этих словах есть. Однако главное здесь все же не проговорено. Основная ответственность за произошедшее лежит прямо и непосредственно на руководстве РПЦ, принявшем данное решение, а не только на исполнителях.
На фоне произошедшего стоит задуматься и о духовном смысле недавнего пожара в Троице-Сергиевой лавре, чьи мастерские так отличились при «реставрации» Державной иконы, в чем видится явный знак свыше.
Вызывают просто мистический ужас самоуверенные слова прот. Леонида, сказанные два года назад: «Прецедент именно научной реставрации памятника, внесенного в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, особенно важен. В будущем понадобится реставрировать другие иконы, и Церковь вправе заявить, что она с этим отлично справляется».
Когда-то чудотворные иконы по милости Божией обновлялись, поскольку Господу была ведома вера тех, кто дерзал приступать к этим образам в качестве реставратора. И благодатная помощь свыше действовала одновременно с усилиями людей. Так было в ходе «поновления» Державного образа в 1917 году. Сегодня же за дело, ничтоже сумняшеся, взялись люди, которым духовный, мистический смысл явления иконы, в общем-то, чужд. Люди, в лучшем случае крайне поверхностно воспринимающие тот духовный срыв, который знаменовала собой революция и отнятие от нас богопоставленного Монарха, а то и совсем не имеющие его адекватного понимания. Не имеющие монархического чувства и новозаветного понимания власти как служения, хождения перед Лицом Божиим. Печально, когда такую оценку можно отнести к представителям светской власти. Но когда похожим образом мыслят иерархи Церкви – это настоящая духовная катастрофа!
Владимир Семенко