Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Что такое рецепция в Церкви и как она осуществляется

Святые отцы Первого вселенского собора_.jpg

На фото: святые отцы первого вселенского собора. Икона

Рецепция, осуществляемая народом Божиим на церковной почве – это необходимая для спасения и, к сожалению, забытая в современности часть церковной жизни, оставившая свой след разве что в богослужении, когда хор от лица прихожан возглашает «аминь» и «аксиос» в положенные моменты. Рецепция – это и принятие, и усвоение, а, временами, и противоречие епископским решениям со стороны церковной полноты. Другими словами, рецепция – деятельное проявление веры, жизненное утверждение соборности в Церкви, основанное на Её единстве и святости, по апостольскому преданию. «Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя (от всякого вида зла) отгребайтеся» (1 Сол. 5, 21). Об этом и сказано в Послании Восточных Патриархов о Православной вере в 1848 году: «…у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия (υπερασπισης της θρησκειας) у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою Отцов его»[1].

Данное священное право народа Божия, имущего помазание от Святаго [Духа] (1Ин 2, 20)[2] и получившего власть (деятельную способность) «чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1, 12-13)[3], напрямую связано с понятием царственного священства (1 Пет. 2, 9)[4], начинающегося здесь, во временной жизни, и продолжающегося в вечность. Поэтому речь идёт не только о праве, но об обязанности каждого христианина по мере сил занимать активную позицию в общем строе церковного организма, показывать свою веру делами. «Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная» (Рим. 12, 2)[5].

Быть чадом — значит быть и наследником. В отличие от раба, чадо имеет свою меру ответственности, однако воспринимаемую не с воздыханием, но с радостью о воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. «Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу, понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим. 8, 17)[6].

Таковы догматические предпосылки рецепции в церковной среде. А о том, как в истории Церкви это право и обязанность народа Божия осуществлялись, есть отдельные исследования[7], некоторые из них вошли (в репринтном исполнении) в качестве Приложения к сборнику «На пути к Поместному Собору РПЦ»[8].

Прямым следствием сказанного выше является то, что когда присутствующий на Соборе епископ подписывает какие-либо соборные решения, или при публикации общего соборного решения в протокольном порядке подаёт либо не подаёт письменного «особого мнения»[9] в своём несогласии с этим решением, то делает он это не как частное лицо (что могло бы дать повод говорить о его «личном грехе» в тех случаях, когда имеется явное противоречие с учением Церкви), а как представитель своей епархии. Он не просто присутствует и подписывается на Соборе как «епископ», но по форме как епископ конкретного города, «епископ N-ский». Этим подразумевается, что он подписывается за свою паству, как представляющий полноту своей местной Церкви – епархии. По этой причине по приезде в город N-ск он может быть истязан своей паствой и должен перед ними держать ответ за свои решения[10].

Итак, деятельное осуществление соборности, принятие либо отвержение епископских решений всей церковной полнотой – это подлинная жизнь Церкви как организма, свидетельство о том, что «Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки» (Евр. 13, 8)[11]. В современных реалиях, когда уже сложились официальные правила церковного документооборота, рецепция требуется также и на уровне документов. Но что может противопоставить народ Божий епископским решениям и решениям Священных Синодов, Архиерейских Соборов или даже Поместных Соборов? «Элементарной ячейкой» Церкви является не каждый христианин по отдельности, а приход (монастырь) – группа христиан во главе со священником, находящихся в евхаристическом и молитвенном единстве. Поэтому церковно-приходские (монастырские) собрания, созванные по всей форме с протоколами собраний, журналами заседаний и проч., – по той же форме, как созываются Священные Синоды – вот путь рецепции архиерейских решений в наши времена[12].

О том, как правильно осуществить на практике данные идеи, замечательно сказано в статье греческого протопресвитера Константина Стратигопулоса «Все мы хотим бороться за сохранение чистоты Православия. Но оружие нашей борьбы должно быть православным и никаким иным». Выдержка из данной статьи вошла в качестве предисловия в книгу автора «Как нам возродить соборность? Приходские и монастырские собрания в защиту чистоты исповедания православной веры»[13]. Примечательно то, что о. Константин Стратигопулос основной акцент делает на то, что сначала все должны прийти к согласию, без какого-либо внешнего давления или принуждения. Ввиду важности слов о. Константина, ярко и точно выражающих принцип соборности и рецепции в современных реалиях, приведем обширную цитату из его статьи и здесь:

«<…> Сейчас я приведу вам один пример. Я знаю, что вы почитаете Церковь, но иногда вы Ее не знаете. Я приведу вам один очень наглядный пример, чтобы вы поняли на практике, на одном очень актуальном примере, как действует наша Церковь.

Несколько дней тому назад некто прислал мне на мобильный телефон сообщение, где говорилось следующее: «Отец Константин, мы с женой сейчас находимся на экскурсии в Метеорах, и в одном женском монастыре мне говорят: «Подпиши этот текст против Патриарха». Что мне делать? Да или нет?».

Я не знаю, что бы ответили в такой ситуации вы, но что бы вы ни ответили, да или нет, и то, и другое было бы ошибкой. Было бы ошибкой «да», и было бы ошибкой «нет», если не думать по-церковному. Я привожу вам это в качестве примера, в качестве упражнения, чтобы вы поняли, что это значит. Поймите, наша Церковь — это не протестантизм, где каждый поднимается и говорит свое мнение, и не Ватикан, где народ лишен права голоса и не может говорить. Монолитность, эгоизм — это пережиток Ватикана. А когда каждый говорит то, что хочет, и на этом всё — это пережиток бунтовщичества, анархии. Наша Церковь действует иначе. Я привожу вам этот конкретный пример, потому что именно так обстоят дела сегодня.

Итак, нам говорят: мы собираем подписи против Патриарха. В этом случае я не буду думать, дружу я с Патриархом или нет, ничего подобного… я подумаю о Церкви. И мой первый вопрос будет таким: кто дает тебе этот текст на подпись? Он отвечает мне: «Монастырь». Почему? У монастыря есть своя братия, монашествующие. А ты не входишь в ее состав. Разве ты член такого-то монастыря в Метеорах? Конечно же, нет. Какое отношение ты имеешь к их братии? Ты являешься прихожанином своей церкви, и свой голос ты можешь выразить через свой приход и через свою митрополию. Итак, если эти монахи/монахини что-то имеют против Патриарха, пусть они напишут текст — все, что они хотят. Наша Церковь никого не осуждает и не называет еретиком за то, что он высказал свое мнение по какому-нибудь вопросу. У нас нет никакого «папы». Наша вера — Православие. Есть ли у них право судить действия Патриарха, ошибочны они или нет? Об этом будет судить Церковь. Они не имеют права судить, но они имеют право сказать.

Обратите на это внимание: мы должны действовать по-православному. Как они должны высказать свое мнение? Без криков и без сбора подписей. Сколько там у них монахинь? Тридцать? Значит, и подписей будет тридцать. И не нужно собирать народ со всех окрестностей, от Пелопоннеса до Трикалы и Северной Греции, чтобы насобирать как можно больше подписей и таким образом показать свою силу. Это мирская система, когда мы показываем нашу силу количеством подписей. Это ошибка! Так монастырь попадает в ловушку.

Итак, самый первый шаг. Пусть сестры напишут свое мнение, если все они согласны друг с другом, и пусть они выслушают точку зрения даже самой последней монахини, так? Чтобы по таким серьезным вопросам было полное согласие — это очень важно. А куда они должны написать, куда отправить свое обращение? Своему епископу. Они же принадлежат какой-то митрополии, не так ли? Должен же быть епископ в этом районе. Они что, его презирают? Он получит их послание, и, по долгу епископа, согласен он или нет, напишет письмо в Патриархию, чтобы сообщить о поступившем к нему обращении. Вопрос нужно решать в духе церковности. И, конечно, если эта митрополия принадлежит непосредственно Элладской Церкви, то обращение попадет сначала в Элладскую Церковь, а оттуда — в Патриархию. Все должно происходить в определенном порядке, по определенному чину, чтобы мы проверили себя должным образом.

И я сказал этим ребятам: «Не подписывайте, конечно. Но если у вас есть какие-то протесты в отношении Патриарха или любые другие вопросы, вы можете поговорить с вашим приходским священником о том, чтобы написать письмо вашему епископу, епископ по долгу службы направит его в Священный Синод, а оттуда оно попадет в Патриархию».

Такая вот история. Разве это настолько страшно? Мы не должны забывать о Церкви, потому что тогда мы станем протестантами: каждый говорит все, что хочет, с криками и воплями. Каждый человек волен высказать свое мнение, никто его за это не осудит. Наоборот, я похвалю его за это (прав он или не прав, в любом случае), что он осмелился сказать правду так, как он ее видит, даже если мы в итоге поймем, что его мнение было ошибочным. Церковь не будет ругать тебя за то, что ты ошибся. Однако ты получишь порицание, если будешь действовать как самочинное сборище (греч. παρασυναγωγή)[14].

Если вы знаете каноны нашей Церкви, самочинное сборище или парасинагога, называется еще и другим церковным термином: заговор (греч. τυρεία)[15]. Это самое худшее. Это разделение Церкви. Некоторые собираются, по пять-десять человек, принимают свое собственное решение и передают его народу с большим шумом. Это никуда не годится.

У нас тут с вами не самочинное сборище. Мы служим нашей Церкви. Запомните параметры, по которым вы должны служить. С одной стороны, никто не лишает вас права голоса, а с другой, — вы не должны превращаться в парасинагогу, чтобы собиралось по десять человек. Каких человек и откуда? Один или два года тому назад происходило следующее: собралось около четырехсот иереев, очень известные имена, которые хотели выразить свой протест; они написали текст против числа 666. А кто такие вы? Вы все принадлежите к одной Поместной Церкви, но к разным приходам и митрополиям. Кто вы и откуда? И почему вы собрались? Как вы могли собраться со всех частей Греции и подписывать документ от имени этого монастыря? Разве в Церкви такая система?

Запомните все, сказанное выше, чтобы не стать жертвами самочинных сборищ. Может быть, вопросы, которые они поднимают, являются актуальными и важными. Никто не выступает против рассмотрения важных вопросов. Но я выступаю против парасинагог, потому что в результате теряется благодать Святаго Духа, и вступает в действие наш эгоизм. Мы оставляем Церковь. У кого есть богодухновенность? У Церкви, у тела Церковного. Откуда возникло Священное Писание? Его источником является Церковь. Где жили святые Апостолы? Они жили в нашей Церкви. Высказывая свое мнение, они продолжали подчиняться Церкви; некоторых из них даже изгоняли. Но потом, диахронически (Церковь всегда испытывает все временем) их правота была доказана, несмотря на несправедливое изгнание, которое они претерпели. И они были признаны Богоносными Отцами нашей Церкви. <…>»[16]

Отец Константин Стратигопулос отмечает важность того, чтобы все участники приходского или монастырского собрания пришли к согласию. Отсюда очевидна потребность в Церкви как учительства, так и ученичества, в равных пропорциях. Необходимо учить и учиться, и это не «довесок» к участию в богослужении, а ключевая часть церковной жизни, как для священства, так и для мирян. О важности учения свидетельствует и «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», утвержденное авторитетом четырех Восточных патриархов в XVII веке. В разделе о грехах против Духа Святаго написано:

«Вопрос 38: Какие грехи против Духа Святаго?

Ответ. Чрезмерное и безрассудное упование на благодать Божию; отчаяние, когда кто-нибудь не имеет надежды на милосердие Божие; также противоречие ясной и доказанной истине, и отвержение православной Веры Христианской. <…>

Вопрос 41. Что есть противоречие или упорство, с каковым кто-нибудь восстает против ясной истины?

Ответ. Упорство или противоречие дознанной и утвержденной истине есть грех, состоящий в том, когда кто-нибудь основательно уразумел, что есть добро; но для того только, чтобы с большею смелостию грешить, и упорно восстает против оного и словом и делом, вопреки внушениям совести. О тех, которые подвержены сему греху, Писание говорит: Открывается бо гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде (Рим. 1:18)[17]. Подобным образом грешат и те, которые злословят добрые дела ближнего, говоря, что они не от Бога происходят. Так Фарисеи и Иудеи поступали со Христом, когда Он изгонял словом нечистых духов, и творил чудеса. Таковому греху причастен и тот, кто в ближнем своем завидует Божией благодати и кто по злонамеренности не учит непросвещенных людей членам веры. Христе Царю, искорени зло сие из сердец всех кафолических и православных Христиан! То же должно думать и о тех, которые благочестие и другие добродетели, происходящие от Духа Святаго, приписывают лицемерию. Еще подлежат сему греху те, которые отвергают веру Христову, как сказано: Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 32–33)[18]»[19].

Выводы и практические рекомендации

Что же можно предложить в качестве первоочередных мер по оздоровлению ситуации?

Во-первых, требуется усиленная молитва ко Господу и Богу нашему Иисусу Христу о даровании благодатных сил в постижении Премудрости, лежащей в основе Его благого и совершенного Промысла о Церкви. Можно предложить в качестве примера молитву царя Соломона о даровании Премудрости, которая вошла в церковное чинопоследование в паримиях Святителю и некоторым другим святым: «Боже отцев и Господи милости, сотворивый вся словом Твоим и мудростию Твоею устроивый человека, да владеет бывшими от Тебе тварьми и да управляет мир в преподобии и правде. Даждь ми Твоих Престолов приседящую премудрость и не отлучи мене от отрок Твоих, яко аз раб Твой и сын рабыни Твоея. Посли ю с Небес от святаго жилища Твоего, и от Престола славы Твоея, да, сущи со мною, научит мя, что благоугодно есть пред Тобою, и наставит мя в разум, и сохранит мя в славе своей. Помышления бо смертных вся боязлива, и погрешительна умышления их»[20].

Во-вторых, требуется понимание тектонических процессов, зафиксированных в официальных церковных документах последних лет. Ситуация такова, что происходящие в Украине процессы, связанные с автокефалией, предстают как попущение Божие за отступление от чистоты исповедания Православной веры, и это было заявлено на съезде Союза Православных Братств в Москве 25 ноября 2019 года[21]. Съезд прошел перед самым новым глобальным переформатированием, связанным с COVID-19, тогда мы о нём еще и не подозревали. Примечателен этот съезд еще и тем, что на нем было представлено «Заявление Союза Православных Братств по поводу угроз для исповедания чистоты Православной веры»[22] зачитанное сопредседателем СПБ Владимиром Осиповым (ныне покойным, †2020). Данное заявление на острые церковные темы является, наверняка, самым значительным заявлением Союза Православных Братств за всё время существования[23]. После выступления Владимира Осипова на съезде СПБ была представлена и брошюра «Как нам возродить соборность», с примерами протоколов и обращений от лица приходских собраний.

По данной брошюре лично автору было интересно мнение прот. Всеволода Чаплина (†2020), как человека, глубоко знающего церковную канцелярию. Он в целом данный путь обращений через приходские собрания охарактеризовал как правильный по форме, но не работающий на деле (что и понятно). Кроме того, о. Всеволод упомянул один из пунктов Устава РПЦ, в котором сказано о том, что «[В обязанности настоятеля входит] при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений приходского собрания и приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея»[24]. То есть решения приходского собрания по вероучительным вопросам могут сразу приостанавливаться на уровне настоятеля. Однако от него требуется и доказательная база, основания, а также передача вопроса на рассмотрение епархиальному архиерею. И это само по себе вполне приемлемо, так как начинается продуктивный официальный диалог, а не замалчивание проблем. К тому же само официальное упоминание в Уставе РПЦ о приходских собраниях, созванных по вопросам вероучительного характера, подразумевает и официальное позволение на саму эту возможность, а не обычную отмашку «не ваше дело».

В-третьих, как бы необычно ни звучало, требуется созыв Вселенского Собора для разрешения создавшихся проблем[25]. Причём проблема Украинской Церкви не является первой в списке, а лишь следствием догматических отступлений – и именно их надо внимательно рассмотреть. На вселенском уровне догматические отступления, связанные с внедрением экуменического учения во внутренние документы Церкви, приняты на Критском Соборе 2016 года, названном «Великим и святым» Собором. На эту тему много написано, но, главное, уже есть и официальные решения одной из Поместных Церквей, а именно, Синода Болгарской Православной Церкви[26]. Это решение нужно поднять из-под спуда и ратифицировать на вселенском уровне, с соблюдением всех необходимых процедур по пересмотру решений Критского Собора. Как минимум, требуется созвать Поместный Собор РПЦ и на нем рассмотреть данный вопрос в качестве первоочередного.

Что касается УПЦ МП, хотелось бы сказать следующее. Так как именно УПЦ МП явилась «камнем преткновения» во вселенском церковно-административном устройстве, то именно из Киева должно исходить инициирование Вселенского Собора для рассмотрения насущных проблем, и прежде всего проблем догматического характера – тем более, что они напрямую связаны с политикой Константинополя.

Если же об этом совсем не говорить, то простым людям не ясно, что же может помочь в сложившейся критической ситуации, и что еще нас ждёт в будущем? На приходах, а именно, на общеприходских собраниях, должно происходить официальное обсуждение создавшейся ситуации, и прежде всего по догматическим поводам. Что касается РПЦ, предлагается сконцентрировать общее внимание на отмене документа «Основные принципы отношения к инославию»[27], не распыляясь на другие темы, хоть и важные. Цель таковых собраний – спасение души, так как чистота исповедания истинной веры – это основа спасения, и без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6)[28]. Это и есть рецепция церковной полноты на отступнические решения архиерейской корпорации, нарушившей самые основы соборного уклада Церкви на всех уровнях, вплоть до вселенского[29].

Вместо послесловия

Путь осознания серьёзности сложившейся ситуации только начинается, несмотря на то, что уже несколько десятилетий так или иначе острые церковные вопросы поднимаются на различных уровнях, как епископами и священниками, так и мирянами. В данном контексте следовало бы вспомнить и приснопамятного епископа Диомида Чукотского, преставившегося в 2021 году в результате автокатастрофы. Нашумевшее в своё время «Обращение епископа Диомида»[30] актуально и до сих пор, и, по сути, лично с ним и его деятельностью, особенно последующей, не связано – там рассмотрены объективные отступления, требующие своего рассмотрения на церковных соборах. Следует подчеркнуть, что священники, по догматическим причинам – согласно второй части 15-го Правила Двукратного Собора – ограждающие себя непоминанием своего правящего епископа в известные, канонически-обусловленные моменты церковной службы, обязаны явиться на соборное рассмотрение данного вопроса, правило не даёт такого толкования, что они могут не явиться под предлогом, что «они еретики, не о чем с ними разговаривать». Это необходимо как для их личного гласного исповедания Православия, так и для общего соборного дела. Так и прописано во второй части 15-го Правила, по толкованию относящейся ко всей группе Правил 13-15: «Аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным»[31]. Это же касается и непоминающих своего предстоятеля епископах – непоминающие епископы и священники обязаны продвигать дело к соборному рассмотрению острого догматического вопроса. Фактически, применяя данную возможность, они берут на себя обязанность подготовки такого собора, непоминание – крайняя мера вынудить остальных священников и епископов заметить проблему и заняться ее решением, по этой причине непоминающие и достойны чести, «…Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранить церковь от расколов и разделений»[32]. Непоминающие сами для себя не могут и разрешить вопрос их неканонического запрета, это дело собора, хотя и рассмотрение дела может быть отложено на неопределённое время, по понятным причинам. В данном случае пастырь должен руководствоваться самыми фундаментальными основаниями своего пастырского служения[33].

Ещё раз необходимо подчеркнуть, что рассмотрения и суждения в первую очередь требуют идеи, а не люди. Мы следуем за Господом нашим Иисусом Христом, Он наш Учитель и Поводырь. То, что требует исправления, должно быть исправлено, и это входит в дело нашего спасения на необходимом уровне, особенно для тех, от кого это зависит по долгу службы и в силу священнической присяги – для священнослужителей[34].

Многие считают: «мы делаем то, что можем сделать». Но здесь, в церковных делах, требуется другая модальность – мы призваны делать то, что должны сделать, и в силу обетов крещения, и в силу священнической присяги, кто ее давал. Да, это и мера ответственности как призванных быть чадами Божиими, и в то же время «…вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими [непотребные] есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10)[35]. Наше дело – показать Богу своё произволение, а Дух Святый, «оскудевающая восполняяй», и совершит в нас требуемые, долженствующие совершиться дела, как и Господь сказал: «Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6, 16)[36] А то, что мы можем делать – это разве что нашими немощными человеческими силами…

Бог помогает произволяющим – тем, кто сам в своей жизни стремится осуществить волю Божию – таков духовный закон. Причем вектор должен быть направлен не на разделения, а на объединение в истине[37], в этом и смысл Кафоличности, Соборности Единой, Святой и Апостольской Церкви.

Диакон Евгений (Моргун)



[1] Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.), п. 17.

URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/4

[7] По статье Ф. Мищенко. По вопросу о составе Поместного собора Всероссийской Церкви. Историко-каноническая справка. // КДА. 1906, январь. С. 66.

На примере первого церковного собора, коим является Апостольский собор (51 г. по Р.Х.), мы ясно видим, что на нём присутствовали не только сами апостолы, но и представители клира и мирян. «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили…» (Деян.15, 6) И далее: «Апостолы и пресвитеры и братия… мы, собравшись, единодушно рассудили» (Деян.15, 22;23-29). Апостольский Собор послужил образцом для всех последующих церковных соборов, для которых можно выделить следующие необходимые моменты, касающиеся процедуры проведения:

1. Правом личного решающего голоса на соборах пользовались только епископы.

2. Клирики и миряне участвовали в соборных совещаниях, и это участие выражалось в том, что они имели не только совещательный голос, но и оказывали влияние на исход соборного постановления.

3. Соборное решение может иметь силу только при согласии клира и паствы, и не имеет такой силы без такого согласия. При этом, правильность решений собора определяется не просто большинством голосов, а согласием решений собора с Истиной Христовой.

См. также по этой теме: Добронравов Николай, протоиерей Участие клира и мирян на соборах в первые девять веков христианства. //Богословский вестник. 1906, февраль. СС. 263-283, URL: http://www.aparatorul.md/uchastie-klira-i-miryan-na-soborakh-pervy/

См. также весьма содержательную статью свт. Игнатия (Брянчанинова) О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. (Из записок святителя за 1862-66 гг.) // Соколов Леонид Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Т. 2. Приложение. Киев. 1915. СС. 58-69.

URL: https://drive.google.com/open?id=1OPeyNKZjtWmwn287ZY20RvHULn36_Ie-

[8] На пути к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Материалы к Архиерейскому Собору 2004 года. Сборник статей. М. 2004.

URL: https://drive.google.com/open?id=0B7_O2AWSClDvZllXdmJPU2ZkdGc

[9] Особое мнение (лат. votum separatum) – термин римского права, который, по идее, по умолчанию действует и сейчас в официальной протокольной форме, если специально не оговорено, что это право отменено в данном контексте. Его суть, как правило, в том, чтобы последующая подача апелляции в вышестоящий орган власти имела строго законное основание.

Об этом праве в церковной среде старец Паисий Святогорец пишет следующее: «Православная Церковь всегда устраивала свою жизнь посредством Соборов. Это православный дух: в Церкви должен действовать Священный Синод, а в монастырях – Собор Старцев. Предстоятель Церкви и Синод должны принимать решения вместе. Настоятель или игуменья монастыря должны принимать решения вместе с Духовным Собором обители. Предстоятель Церкви – первый среди равных. Патриарх – это не папа, он имеет ту же самую степень [священства], что и прочие иерархи. Вот папа – это да – он фигура иного разряда. Он восседает высоко, а остальные целуют ему ногу. Но Патриарх — не папа, он сидит вместе с другими иерархами и согласовывает их действия. И настоятель или игуменья монастыря в отношении остальных членов Духовного Собора – тоже первые среди равных.

Предстоятель Поместной Церкви или настоятель монастыря не может делать все, что ему вздумается. Одного архиерея или члена Собора Старцев Бог просвещает в отношении чего-то одного, другого – в отношении чего-то другого. Посмотри, ведь и четыре Евангелиста дополняют один другого. Так происходит и при обсуждении какого-то вопроса на Священном Синоде или в Духовном Соборе монастыря: каждый излагает свое мнение, и если чье-то мнение несогласно с другими, то это записывается в соборных протоколах. Потому что если речь идет о решении, которое противоречит евангельским заповедям, и кто-то с этим решением не согласен, то если он не потребует, чтобы его мнение было записано в соборном протоколе, создастся впечатление, что он согласился с неправдой. Если член Священного Синода или Духовного Собора не согласен с неправым мнением, но подписывает общее решение, не записав своего мнения в протокол, то он делает зло и несет ответственность. В этом случае он виновен. Тогда как если он выскажет свое мнение, то пусть большинство с ним и не согласится – перед Богом он не согрешает. Если Синод в Поместной Церкви или Духовный Собор в монастырях не работает правильно, то, говоря на словах о православном духе, мы на деле имеем дух папский. Православный дух такой: каждый должен высказывать и фиксировать свое мнение, а не молчать ради страха или чести – чтобы быть в хороших отношениях с Предстоятелем Церкви или настоятелем монастыря». Цит. по: Старец Паисий Святогорец, Слова. Том 1, Суроти Фессалоникис 1998. С. 329–330.

URL: https://www.fatheralexander.org/booklets/russian/duhovnoe_probuzhdenie_1_paisij_eznepidis.htm#_Toc55875164

[10] Так был истязан за свою подпись под еретическим решением на Ферраро-Флорентийском соборе (1439 г.) митрополит Исидор Киевский. По приезде в Москву в 1441 г. (тогда Московское княжество входило в юрисдикцию Киевского митрополита от Константинопольского патриархата) был взят под стражу по указу великого князя Василия II и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на Соборе русского духовенства (1441 г.), при этом отказался от покаяния и отречения от унии. Впоследствии бежал в Рим и стал кардиналом.

[12] В недавнее время таким каноническим путем шел приход протоиерея Павла Адельгейма, Псковская епархия РПЦ МП, выражая протест против нового приходского Устава, в котором попираются основы соборности. Материалы можно проследить по блогу о. Павла, например:

URL: http://adelgeim.livejournal.com/28696.html ; http://adelgeim.livejournal.com/70463.html

Протоиерей Павел Адельгейм был убит († 2013) при до конца не выясненных обстоятельствах.

URL: http://adelgeim.livejournal.com/130965.html

[13] Евгений Моргун, диакон Как нам возродить соборность? Приходские и монастырские собрания в защиту чистоты исповедания православной веры. Москва, 2019.

URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001b/00171318.htm . Брошюра содержит примеры протоколов и обращений от лица приходских собраний. Весь цикл книг и статей см. на 2 стр. печатного варианта данной статьи-брошюры. URL: https://drive.google.com/open?id=1y8IJKH7Ne7-_x9Oo0OMZ9x6LBWMrEOqc

[14] Парасинаго́га или самочинное сборище (греч. παρασυναγωγή от греч. πᾰρά — рядом и греч. συνᾰγωγή — собрание).

[15] Дословно переводится «интрига, скандал».

[16] Отрывок катехизической беседы протопресвитера Константина Стратигопулоса на тему 2-го послания к Тимофею св. апостола Павла, которая состоялась в Свято-Успенском храме митрополии Глифады 27 ноября 2014 года. «Все мы хотим бороться за сохранение чистоты Православия. Но оружие нашей борьбы должно быть православным и никаким иным»

URL: https://myrophoros.blogspot.com/2022/01/blog-post_26.html .

Аудио-версия, русская озвучка: URL: https://www.youtube.com/watch?v=Qs96ggV4skg

[21] «Ситуация на Украине предстает как попущение Божие». О съезде Союза Православных Братств, 2019 г. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2019/11/26/situaciya_na_ukraine_predstaet_kak_popuwenie_bozhie

[22] Заявление Союза Православных Братств по поводу угроз для исповедания чистоты Православной веры. URL: https://rusdozor.ru/2019/11/07/zayavlenie-soyuza-pravoslavnyx-bratstv-po-povodu-ugroz-dlya-chistoty-ispovedaniya-pravoslavnoj-very_795749/

[23] Заявление написано по мотивам более объемной работы «Как нам возродить соборность»

URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001b/00171318.htm , уже упоминавшуюся ранее.

Отдельно по данным темам см. также: Сквозь паутину лжи. Анализ современных богословских проблем в преддверии Всеправославного Собора 2016 г. Материалы международной богословской конференции «Религиозный синкретизм», прошедшей 21-22 января 2016 года в г. Кишиневе и состоявшейся по благословению митрополита Молдавского Владимира. (в Приложениях представлены последующие материалы и обращения, совместная работа коллектива авторов с участием греческих богословов прот. Феодора Зисиса, мон. Серафима (Зисиса), Димитриоса Целенгидиса и др.)

URL: https://drive.google.com/open?id=0B7_O2AWSClDvNXNzR04zX3dQbUE

В сокращении: URL: https://credo.press/165955/ English version URL: https://credo.press/167091/

Все многочисленные книги и статьи по ссылкам собраны в отдельную папку

URL: https://drive.google.com/drive/folders/1sMVtgUKn7bODHuakQkgBtt9YMQ3Iefco ,

По данной тематике были и видео-выступления, в частности, на конференции по теме «Проект нового Православного катехизиса», Москва, гостиница "Националь", 8 октября 2017 года.

URL: https://www.youtube.com/watch?v=2k8l4qiFAu0&index=8&list=PLHkmVkrlblN_bOVI0PvOZEw8tNIUgr_OE ,

скачать можно по ссылке. URL: https://drive.google.com/open?id=1WVBoTk4mlFvmaKI9VsuGTvx_xD4NN6NB

Конференция полностью по ссылке ниже, были и последующие краткие выступления по теме

URL: https://www.youtube.com/watch?v=q_guIxlf9Hc , скачать можно по ссылке

URL: https://drive.google.com/open?id=1SBT5ASD-aScc3ymOeccq10sQsGqKLunJ

См. также обзорное видеовыступление на собрании «Русское экономическое общество им. С. Ф. Шарапова» в декабре 2019 года. URL: https://drive.google.com/open?id=12dIxdZUfxXtrn5ZCgJmGurioLDanDKYu

[24] Устав РПЦ. Гл. XVII, п. 20 ж). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html

[25] В пророчествах русских святых: прп. Серафима (Саровского), прп. Серафима (Вырицкого) и прочих, указывается, что после долгого периода смуты в самом конце, в антихристовы времена, на краткое время будет возрождение царской власти в пределах Руси, связанное с восстановлением чистоты исповедания Православия и последняя его проповедь на весь мир, «стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20, 8-9). С этими пророчествами можно связать предсказание прп. Нила Мироточивого Афонского о людях последних времён, а также о Восьмом Соборе, по известной книге «Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского». Заметим, что в данной трактовке Восьмой Собор предстаёт в положительном свете, поэтому неправильно было бы восставать вообще против Собора, а лишь против «разбойничьего» варианта Собора: «Если пройдет седьмое число лет и пять восходящих к полпути восьмого... Какое сделается тогда хищение? Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда? До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом?

Тогда будет смущение с великим любопрением (пристрастием к спорам), будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца. Потом соберется Восьмой Собор, чтобы разобрать спор, и явить благое благим и злое злым... будут отлучены, отделены добрые от злых, т.е. правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди... Но потом снова превратят расположение (благое) свое, обратятся ко злу злою погибелью погибающих…». Цит. по: «Посмертные вещания Преподобного Нила Мироточивого Афонского». Изд. Благовещенской келлии на Святой Горе Афон, 1912 г. С. 72.

URL: https://drive.google.com/open?id=0B7_O2AWSClDvZ2l6bU1qbEhjQnc

Заметим также: чтобы называться «Восьмым» Собор должен начать с того, что подтвердит предыдущие семь Соборов и в их числе по своим решениям будет представлять полноту Церкви.

[26] Определение Св. Синода Болгарской Православной Церкви по Собору на Крите (2016 г.) и тексту «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». София, 29 ноября 2016 года. URL: https://pravoslavie.ru/99048.html

[27] Заметим также, на основании предыдущих рассуждений, что введение такого документа в качестве официальной позиции РПЦ МП вполне может расцениваться как исполнение прямого указания Ватикана.

[29] Подробнее о методах см. брошюры «Сквозь паутину лжи» и «Как нам возродить соборность», упоминавшиеся ранее.

[30] Обращение существует в нескольких видах – сначала краткое (февр. 2007), а потом и как решение епархиального собрания Чукотской епархии от 6.06.2007 г.

URL: http://krotov.info/spravki/1_history_bio/bishops/1961dzyuban.htm

См. также Открытое письмо Патриарху Алексию II епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии, принятое на том же епархиальном собрании. URL: https://credo.press/82609/

[31] Священноисповедник Никодим (Милаш). Правила Поместных Соборов с толкованиями.

URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/#0_316

[32] Там же.

[33] См. краткую записку-черновик, заготовок статьи автора «Рекомендации священнику и прихожанам, если священник был по какому-либо поводу запрещен своим архиереем (как священник сам считает, запрещен неправильно)».

URL: https://drive.google.com/open?id=1wOjaMbivkafA3eiST2bAz4hKE9B2Oz4B

[34] Автор данной статьи принимал участие в так называемом «Краснодарском синаксисе непоминающих» в октябре 2017 года и отстаивал идею того, что совместные заявления непоминающих еще рано делать – есть недоговоренности по существенным вопросам, и получится не объединение, а еще одно разделение (что, в общем, и вышло). Подробнее см. «Мысли о Краснодарском синаксисе непоминающих-2017 и в целом о ситуации».

URL: https://www.youtube.com/watch?v=vsi5-78DU64

URL: https://drive.google.com/open?id=1sR3ceHec6_qFbIdebyYN2pfPzG7iiP6W (текст)т

[37] Основные тезисы для основания соборных обсуждений собраны в статьях «Какой догмат нарушен» URL: https://drive.google.com/open?id=1sTPTrt-33qydwUFgmS0qjpzdWVc7ITzT ,

а также (на разных языках) «Предложения для собора верных».

URL: https://drive.google.com/open?id=1c_VWxf-h3q6UTg15YB4OMNBOX6d1pYTV

На румынском языке: URL: https://drive.google.com/open?id=1yLc5iHE-v6Gkpca1f75JzlyFTH9RGJaB

На греческом языке: URL: https://drive.google.com/open?id=1lxbVcEQw-C1oSogmgkN3dpDrbVpaA3G7


Возврат к списку