
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Любимый фейк сталинистов
На фото: одна из древнейших икон Божией Матери – Тихвинская. По преданию, написана самим евангелистом Лукой
В последнее время возобновилось обсуждение всякого рода сказочных историй, связанных с «православием» лучшего друга всех зеков и священников товарища Сталина. При этом как защитники неосталинистской мифологии, так и ее противники часто переходят на личности, отвлекаясь от существа дела. Придется нам начать постепенно напоминать непреложную правду о некоторых классических сюжетах этой псевдоблагочестивой мифологии, по возможности отвлекаясь от эмоций и морализаторства.
Одним из таких абсолютно фантазийных сюжетов является рассказ об облете Москвы с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, который якобы был совершен маршалом авиации А.Е. Головановым на самолете «Дуглас» 8 декабря 1941 года по приказу Сталина. Источником здесь является «свидетельство» писателя Николая Блохина (ставшего в уже весьма зрелом возрасте еще и православным священником). Он, в свою очередь, ссылается на якобы слышанный им рассказ самого маршала Голованова, по словам священника-писателя, имевший место на конюшне московского ипподрома в 1952 году (то есть еще при жизни вождя). В числе других свидетелей упоминается, в частности, родной сын генералиссимуса Василий Сталин, тогда – командующий авиацией Московского военного округа.
Согласно этому рассказу (который известен читателю в изложении о. Н. Блохина в его книге «Рубеж»), полет происходил в жуткую метель (когда полеты в принципе невозможны и запрещены), без штурмана; икону сопровождал некий священник и три женщины-певчие; во время полета пилот чудесным образом не слышал шума двигателей, но зато слышал церковное пение и по радиосвязи разговаривал со Сталиным, время от времени давая послушать пение и ему. При этом самолет летел по своеобразному коридору (то есть кругом была метель, а для полета с иконой в этой метели чудесным образом образовался свободный от непогоды коридор, в котором все далеко просматривалось).
Данная художественная фантазия, разумеется, не выдерживает самой снисходительной критики. И критика эта отнюдь не должна и не может заниматься вопросом о том, мог ли маршал на самом деле рассказать такое автору. Она должна исследовать исключительно достоверность самого рассказа. С которой с самого начала возникают серьезнейшие проблемы. Главная из них заключается в том, что история Тихвинской иконы хорошо известна. И никто из историков не оспаривает того факта, что этот древнейший чудотворный образ 8 декабря 1941 года никак не мог находиться и не находился в осажденной Москве, поскольку в это время он пребывал на территории, занятой немцами. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена ими из собора и отправлена во Псков, где была передана Псковской духовной миссии, не имевшей никаких сношений с митрополитом Сергием (Страгородским). Там она находилась два года, в 1944 году попала в Ригу и в итоге оказалась в американской зоне оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго. На свое историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в России икона вернулась лишь в 2004 году.
После этой сухой и бесстрастной исторической справки разговор можно было бы и закончить. Ясно, что стрáстные «свидетельства» сталинистов о том, что по меньшей мере в двух московских храмах (где имеются списки чудотворной иконы) якобы рассказывают, что для знаменитого облета была взята икона именно из их храма, совсем не идут к делу, поскольку не относятся к числу свидетельств, которые, на основании строгих исторических данных, можно было бы признать документальными.
В некоторых описаниях облета Москвы в последнее время стала упоминаться Владимирская или Площанская икона Божией Матери. Это также невероятно. Поскольку Владимирская икона была в июле-августе 1941 года эвакуирована с Третьяковской галереей в Новосибирск, а Площанская еще до войны была передана обновленческому приходу в Севске и во время войны пропала.
Перейдем к дальнейшим нестыковкам в «рассказе маршала». В нем Голованов упоминается как «личный пилот Сталина» (почему ему якобы и было дано столь ответственное поручение). Это не имеет ничего общего с действительностью по одной весьма веской причине: у Сталина вообще не было личного пилота, поскольку такового в принципе не могло быть: вождь боялся летать. Единственный раз, когда ему вынужденно пришлось лететь из Ташкента в Тегеран на Тегеранскую конференцию (в силу отсутствия тогда прямого железнодорожного сообщения между двумя городами), он в качестве пилота выбрал полковника, мотивируя это очевидным и правильным соображением, что у полковника налет часов гораздо больше, чем у генерал-полковника, давно переставшего в силу возраста и должности активно и часто пилотировать самолеты.
Следующая вопиющая нестыковка в якобы достоверном рассказе маршала касается погоды. Если поверить, что была жуткая метель и видимость, близкая к нулевой, то, как хорошо известно даже людям, далеким от авиации, такая погода называется нелетной; всякие полеты в такую погоду строго запрещены, как для гражданской авиации, так и для военной. Получается, что Сталин отдал маршалу преступный приказ? И тот, еще при жизни вождя, открыто рассказывает об этом в кругу людей с сугубо атеистическим мировоззрением, которых он пытается убедить в чем? В том, что Сталин – чудотворец, и самолет, пилотируемый маршалом, смог взлететь и благополучно приземлиться вопреки природе вещей? Таких понятий не было в сознании тех людей. То есть выходит, что маршал просто откровенно сливает вопиющий компромат на Сталина в кругу преданных ему офицеров и генералов? Очевидно, что здесь мы имеем дело с абсолютно фантазийной экстраполяцией мифа позднейшего времени на ту эпоху, когда, сколько бы ни считали генералиссимуса великим и гениальным, никаких чудотворений ему никто не приписывал и приписывать не мог, поскольку… как бы это помягче сказать… Ну, в общем не могли люди, принадлежавшие к советской элите того времени, воспринимать своего вождя в духе «религиозного мракобесия»…
Кстати, по крайней мере, на сегодняшний день данные о погоде под Москвой на начало декабря 1941 года почему-то недоступны, хотя в целом архив погоды Гидрометцентра находится в открытом доступе… А вот еще 10 лет назад эти данные были доступны! И никакой метели там не просматривалось. Хотя теперь, конечно, поскольку сведения закрыты, это уже не докажешь...
Следующая, говоря мягко, странность, связана с самолетом. Голованов был опытным пилотом, который к 1941 году успел много полетать на транспортном самолете «Дуглас» ПС-84 (впоследствии переименованном в ЛИ-2), о чем подробно рассказывает в своей книге «Дальняя бомбардировочная». Этот самолет к тому времени производился в СССР по американской лицензии и использовался как пассажирский (например, для перевозки десанта) или как транспортный, для перевозки грузов, а также мог переоборудоваться и для целей бомбардировочной авиации. Согласно его техническим характеристикам, экипаж этой очень достойной крылатой машины составлял 4 (четыре) человека: первый и второй пилот, бортмеханик и радист. В рассказе священника-писателя Н.Блохина Голованов говорит, что штурман не нужен (то есть для начала неправильно называет члена экипажа), поскольку все равно «ни зги не видно» и решает лететь один. Это абсурдно с чисто технической точки зрения и никак не могло быть сказано столь опытным пилотом. Ибо: в условиях отсутствия видимости (если поверить рассказчику, что была метель) вести самолет пришлось бы по приборам, а бóльшая часть приборов в самолетах этого типа находится на приборной доске напротив места второго пилота, который как раз и выполняет функции штурмана. Вряд ли можно предположить, что Голованов все время бегал по кабине, чтобы посмотреть на приборы, успевая через наушники еще и разговаривать со Сталиным…
И наконец, последняя фантазия рассказчика связана с пением. Самолеты данного типа были оснащены рациями, имевшими микрофоны и наушники только в шлемофоне. Так что даже если предположить, что двигатели чудесным образом перестали шуметь, пилот никак не мог одновременно слышать пение в салоне и разговаривать со Сталиным. Ибо разговаривать с землей он мог только при одетом шлемофоне, а для того, чтобы слышать пение, шлемофон приходилось бы снимать. И наконец, рация там была не дуплексного, а симплексного типа, то есть для того, чтобы услышать ответ собеседника, ее нужно было переключить на прием, а для того, чтобы сказать что-то в ответ – на передачу. И, кроме того, связь – это дело радиста, какового, согласно рассказу, в самолете не было! И как это Голованов ухитрялся все совмещать, уму непостижимо! И наконец. Переговоры со Сталиным велись, судя по всему, открытым текстом, не были зашифрованы. А немцы оказались настолько небоеспособны, что ни один их самолет не вылетел на перехват! И это в 1941 году, когда они еще уверенно доминировали не только на земле, но и в воздухе! В общем, сплошные чудеса!..
В завершение скажем, что, по некоторым сведениям, в конце 1941 года Голованов был тяжело болен и практически не летал, тем более один. (Хотя и занимал в авиации высокую командную должность). А Василий Сталин совсем не относился к числу его друзей, перед которыми можно было бы так откровенничать (о чем имеется достаточно свидетельств).
Между тем наши сталинисты, пребывая в глубокой прелести, вопреки всему вышеизложенному, продолжают верить в свои «благочестивые» сказки и весьма яростно их отстаивать. Да еще и предлагают своим оппонентам их опровергать, вместо того, чтобы самим как-то связно и убедительно доказывать свою правоту. И причем же тут вообще православие?
Владимир Семенко
С небольшими сокращениями см. в источнике.