Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Чему учит «Академия веры»?

Академия веры_.png

«В рамках проекта «Академия веры», реализуемого в Московской Духовной академии студией МДА «Богослов», в 2018 году был создан и распространен видеоролик «Есть ли христианство за пределами православия?». Убеждены: данный видеоматериал содержит лжеучение, противоречащее Откровению Божию - Священному Писанию и Священному Преданию. Сознательный приверженец этого лжеучения не может быть и считаться православным христианином. Невозможность молитвенного и евхаристического общения с лицом, сознательно исповедующим такое лжеучение, ставит под угрозу единство Русской Православной Церкви.

Руководителем проекта является протоиерей Павел Великанов, продюсером – диакон Анатолий Колот, автором сценария – Алексей Пищулин, режиссером – Алексей Хазов. Авторские права принадлежат АНО «Центр информационных технологий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии Русской Православной Церкви».

Анализ видеоматериала приводит к следующим неутешительным выводам.

1. Автор ролика задает сам себе и аудитории вопрос: «Есть ли христианство за границами православия?». Отвечает же он, по мнению доцента П.Ю.Малкова, от лица Самого Бога: «Ответ может прозвучать неожиданно резко: не ваше дело»; «А ты вообще кто такой, чтобы спрашивать?». Подобные ответы лишь кощунственно можно представить исходящими от Бога. Он Сам открыл нам все, что нужно знать на сей счет, через Священное Писание и Священное Предание.

Откровение Божие говорит о единственной Церкви, именно с ней и только с ней связывая спасение человеков.

Святой апостол Павел пишет: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12: 13); «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4: 4-6). Здесь прямо говорится, что Тело Христово - Церковь - одна как один Дух. Говорится здесь и об одной вере - тогда как, если в вере есть различия, это уже никак одной верой не назовешь.

При этом Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18). Ему вторит Иоанн Креститель: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36).

Господь Иисус говорит и следующее: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 21-23). Здесь также явно утверждается, что те, кто исповедуют Иисуса Господом и даже пророчествуют и чудеса творят Его именем, вовсе не обязательно из Его овец.

Апостол Петр пишет: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2, 15-16). По слову апостола Павла, "дела плоти известны; они суть: <…> идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси… Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 19-21).

У святителя Игнатия Богоносца читаем: "Не обольщайтесь, братья мои! Растлевающие домы Царствия Божия не наследят. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает".

По слову преподобного Антония Великого, "кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной".

"Нам известно, - утверждает святитель Иоанн Златоуст, - что спасение является уделом только Единой Церкви и что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись... Ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом".

У святителя Киприана Карфагенского читаем: "Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви... находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя".

Аналогичного мнения придерживались многие другие святые, например, священномученик Иларион (Троицкий), который утверждал, что вне истинной, то есть, по уверенному мнению святителя, Православной Церкви вообще не может быть не только никакого христианства, но даже и Священного Писания. «Вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может, – писал он. - Не может быть вне Церкви Слова Божия, живого и действенного, потому что нет вне Церкви благодати Святого Духа».

Подобное же учение встречаем мы у святителей Григория Паламы, Марка Эфесского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святого Григория Синаита, преподобных Макария и Варсонофия Оптинских и многих других.

Можно говорить в данном случае о практически полном согласии святых, ибо мнения о «спасении вне Церкви», если и выводятся косвенно из некоторых творений и речений отдельных подвижников, не только не являются многочисленными, но и никогда не выражаются в определенной форме. Буквально никто из святых прямо не утверждал, что достичь Царства Божия вне истинной Церкви возможно. А вот о невозможности сего многие и многие святые говорили прямо. Данный вопрос можно считать бесспорно проясненным через Откровение Божие.

Впрочем, содержание ролика не только отрицает то, что Бог нам открыл истину о рассматриваемом вопросе, но и объявляет нежелательной саму попытку эту истину выяснить. «Наивно, а то и бестактно, - говорит дикторский текст, - спрашивать Бога о том, кто из спорящих о Нем более прав. Это все равно как при оглашении наследства ерзать на стуле в ожидании, пока прозвучит твое имя, и ревниво прикидывать, что же может достаться другим братьям и сестрам». Сама формулировка вопроса видится провокационной, подталкивающей к негативному восприятию важнейшего вопрошания об истине.

Но разве не призван человек интересоваться тем, что предельно важно для спасения – истиной Христовой? Интересоваться, чтобы получить от Бога ответ, который Он дает через Свое Откровение? Не случайно святой апостол Павел пишет: «Вера - от слышания, а слышание - от слова Божия» (Рим. 10: 17).

Пророк Илия вовсе не думал, что вопрошать Бога по подобному вопросу бестактно, когда спорил со жрецами Ваала, и было решено принести жертвы. Также Апостол Фома не полагал бестактным получить уверение от Христа. И самарянка (Ин. 4) - единственный человек, которому в Евангелиях Иисус прямо говорит, что Он есть Мессия, - тоже не считала бестактным спрашивать того, кого она сочла сперва пророком.

2. Автор ролика исповедует хорошо известную, но от этого не менее опасную экклезиологическую ересь. Он говорит: «Да, к несчастью, Церковь, ступая по брусчатке веков, теряла единство. Его нарушали расколы, инакомыслие, географические факторы, исторические катаклизмы». Ранее о разделениях говорится в тоне, иронично обвиняющем истинную Церковь в излишней, недолжной придирчивости к отступникам: «Каждого, кто оказывался вне консенсуса, так легко и удобно было с ходу обзывать иудой. И взаимные проклятия летали над головами спорящих, как бумажные самолетики».

Хорошо известно, что единства Церкви не разрушает отпадение от нее еретиков и раскольников. Даже в периоды массовых и катастрофических отступлений императоров, иерархов, соборов и народных масс Церковь сохраняла единство в небольших сообществах, сохранивших истинную веру Христову. Понимание этого – азы православного богомыслия и богословия, которые должны были бы хорошо знать представители академической корпорации. Утверждение же, что единство Церкви могут разрушить «географические факторы», вообще не поддается объяснению.

3. Далее автор ролика исповедует заблуждение, обычно свойственное агностикам и приверженцам религиозного синкретизма: «В итоге тот из нас будет правильно славить Бога, кто больше преуспеет в деле милосердия и любви».

Нет смысла повторять общеизвестную истину о том, что Откровение Божие однозначно связывает спасение и правильное богопочитание одновременно с истинной верой во Христа и с проистекающими из нее добрыми делами. Дела же, совершаемые без веры, не сподобляют спасения, а значит, в конечном итоге, не богоугодны. Апостол Павел пишет: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11: 6). Христианин призван всегда помнить и такие слова апостола: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2: 8-9). Святитель Игнатий (Брянчанинов), отвечая на вопрос о спасении нехристиан и еретиков, пишет: «Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад».

4. Автор также утверждает: «Завещание Бога, иначе называемое Заветом, полно сокровищ и неделимой любви, которой не порезать на дольки, не изобразить в виде круговой диаграммы с процентами». Данное утверждение типично для секуляризованного постхристианства, как и для некоторых направлений неопротестантизма. Впрочем, непонятно, какой Завет имеется в виду. Процитированные слова сопровождаются изображением свитка Торы. Если речь идет о Ветхом Завете, то он был дан только одному избранному Божию народу. В Новом же Завете и в Предании Церкви много говорится о том, что Христа и Евангелие примут не все, и это определит печальную вечную участь не принявших.

Святоотеческое предание, утверждая единство творения, одновременно с этим уверенно говорит о разделении между теми, кто вошел и войдет в спасительную ограду Церкви, и теми, кто останется вне нее. Так, святитель Ириней Лионский, боровшийся с гностическим дуализмом в понимании творения, говорил: «Итак, относительно природы сотворенной все мы, так сказать, дети Божии, потому что все сотворены Богом. А в отношении к послушанию и учению не все сыны Божии, но только верующие и исполняющие Его волю. Неверующие и не исполняющие Его волю суть сыны и ангелы диавола, потому что делают дела диавола. Что это так, Он сказал у Исаии: “Я родил и возвысил сынов, они же меня презрели” (Ис. 1: 2). И еще называет их чужими сынами: “Сыны чужие солгали Мне” (Пс. 17: 46). Ибо по природе они сыны, потому что сотворены Им, а по делам не сыны Его».

5. Любопытно, что единственный аргумент в пользу Православия авторы ролика находят не в истинности веры, а… в преемственности национально-религиозной традиции. В ролике говорится: «Выбор веры состоялся однажды, и ставить его под сомнение сегодня – значит отрекаться от своего народа, от предков, от общей судьбы…». Такой аргумент граничит с кощунством и с отрицанием вселенского характера христианства – ведь, логически следуя ему, можно предположить, что языческие и прочие иноверные народы должны были бы и сейчас должны сохранять «свои» национально-традиционные верования.

6. Неприемлемой видится и форма некоторых фрагментов видеоматериала. Мы допускаем, что молодым людям можно и нужно подавать сложные истины в простом виде, иногда – с элементами игры и иронии. Однако, например, поставление в один ряд равновеликих фигур православного, латинского и армяно-григорианского клириков, готовящих разные кушанья, формирует – надеемся, несознательно – у зрителя ложное впечатление, что конфессии равны, разница же между ними несущественна и сводится лишь к национально-культурным частностям. Еще худшее, откровенно отталкивающее и издевательское впечатление создает карикатура на православного и латинского иерархов, бьющих друг друга посохами по головам и издающих невнятный лепет, подобный детскому – будто споры об истине, которые вели многие святые, являются ненужными и бессмысленными. Присутствует в ролике и изображение шести представителей Православия и «инославия», раскачивающих качели. Слова «В итоге тот из нас будет правильно славить Бога, кто больше преуспеет в деле милосердия и любви» сопровождаются изображением представителей разных народов, в том числе, судя по одеждам, нехристианских, которые пляшут вокруг земного шара. Это напоминает символику глобалистских синкретических организаций. Возникает вопрос: не пытаются ли авторы ролика здесь протащить оригеновское учение о всеобщем спасении («апокатастасисе»), давно осужденное Церковью?

Ролик уже вызвал негативную реакцию многих богословски грамотных и духовно чутких пастырей и чад нашей Церкви. Воистину, ложной вере научает сия «академия».

Его Святейшество просим дать поручение Синодальной библейско-богословской комиссии сделать заключение по данному ролику, владыку Питирима - дать оценку данной работе, распространяемой от имени главного высшего духовного учебного заведения нашей Церкви.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Диакон Евгений Моргун

Диакон Илия Маслов

Игорь Друзь, публицист, политолог

Владимир Семенко, писатель, журналист


Возврат к списку