Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Итоговый документ круглого стола «Церковная и политическая ситуация вокруг Украины. Ереси и отступления Фанара» (редакция журнала «Москва», 12 октября 2018 г.)

Параша и Варф_ - 2_.png

Участники круглого стола – священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, ранее исследовавшие документы так называемого Критского собора, - убеждены, что современная церковная и политическая ситуация, сложившаяся вокруг проблемы «украинской автокефалии», имеет одним из главных своих истоков отступления от веры, которые все в большей мере свойственны Константинопольскому патриархату. Неосуждение этих отступлений, многие из которых могут быть названы ересями, в недавние десятилетия и особенно после «Критского собора» привело к тому, что Фанар начал чувствовать себя безнаказанно, стал совершать вопиющие преступления против Православия, навязывая их другим Поместным Церквам или осуществляя единолично.

В связи с этим призываем к скорейшему, экстренному соборному осуждению ересей и отступлений Фанара – на уровне совместного действия нескольких Поместных Церквей, к которым нужно обратиться с призывом сохранить чистоту веры, и одновременно на уровне Поместного Собора Русской Православной Церкви».

Вот лишь некоторые проблемы, требующие соборного рассмотрения.

1. Фанар не первое десятилетие развивает ересь «восточного папизма». Данное лжеучение предполагает якобы наличие у одной из Поместных Церквей власти над другими, что является грубым искажением святых канонов. Сама первенствующая роль Константинопольской кафедры, восходящая ко временам Византийской империи, в наше время в значительной степени является историческим анахронизмом и вполне может быть пересмотрена. Еще более опасным является попытка представить какого-либо живущего на земле человека имеющим уникальное значение для единства Церкви и церковного учительства - особенно во вселенском масштабе. Это есть хула на Христа – Главу Церкви – и замена Его почитания человекоугодием, которое есть в конечном счете идолослужение. Особо чудовищным видится присвоение себе фанарским «духовным» лидером титулов «Его Божественное Всесвятейшество Вселенский (Экуменический) Патриарх» и «The President of the body of Orthodoxy».

2. Признав возможным второбрачие духовенства, Фанар совершил откровенное переписывание неизменяемых канонов. Упомянутое действие Фанара означает отрицание неизменной богодухновенности Священного Предания – то есть по сути хулу на Бога, Который преподает нам Свое Откровение и через Писание, и через Предание. Убеждены, что анафема в связи с этим действием должна быть наложена в самое ближайшее время. Отказ от рассмотрения этого вопроса или промедление в его рассмотрении будет не «икономией», но ненадлежащим бездействием, поскольку «икономии» должны предшествовать рассмотрение дела и некий итог этого.

3. Считаем достойными соборного осуждения «евхаристическую экклезиологию» и «экклезиологию общения», которых придерживаются некоторые видные деятели Фанара. Эти учения фактически пренебрегают необходимостью истинной веры и общецерковного догматического сознания для того, чтобы считаться Церковью. «Евхаристическая экклезиология» размывает традиционное святоотеческое учение о границах Церкви, утверждая ложное представление о возможности евхаристического единства без обязательного единства в догматах и канонах Церкви. В итоге профанируется и само Таинство Евхаристии. Подобная «экклезиология», к сожалению, в последнее время проникающая и в среду пока еще не очень многочисленных модернистов в нашей поместной Церкви, разрушает христианское сознание и неизбежно порождает расколы. Замена единства в вере на культ «общения в любви» есть тенденция явно антихристианская, готовящая почву для фатальных уступок духу «мира сего».

4. На предмет еретичности должны быть исследованы концепции, одобренные «Критским собором» и уже подвергнутые критике многими иерархами, священнослужителями и мирянами православного мира. Это, в частности, лжеучение о «единстве» человеческого рода в Новом Адаме — Иисусе Христе. Данная концепция видится нам еретическим лжеучением, ибо она отрицает необходимость жертвы Христовой для спасения, тщится ниспровергнуть непреложное учение Писания и Предания о том, что часть человечества в Царство Божие не войдет, а значит, к «единству во Христе» никакого отношения иметь не будет, как и сейчас к этому единству не относятся не верующие во Христа. Следует подвергнуть тщательному исследованию вопрос о нехристианском происхождении данного лжеучения.

5. В документах того же собрания наличествуют отголоски «сотериологического агностицизма» - ложного учения о том, что мы якобы не знаем, спаслись ли люди, при земной жизни не веровавшие во Христа. Данное учение должно быть осуждено как ересь, ибо противоречит словам Самого Христа, учению Священного Писания и Священного Предания.

6. Критское собрание в своих документах склонилось к прогрессизму и квазипацифизму – учениям, противоречащим традиционному христианскому взгляду на жизнь общества и государства, на ход истории и на эсхатологическую перспективу. Эти учения должны быть отвергнуты.

7. Одним из важных вероучительных вопросов является вопрос календарный. Введение Фанаром нового календаря стало бунтом против Творца, поскольку претендовало на разрыв созданной Богом ткани времени и привело к совершению праздников не в те дни, в которые их празднует Небесная Церковь (следует особо заметить, что для входящих в нее людей время существует – до второго пришествия Христа, после которого времени уже не будет). Убеждены в необходимости призвать все Поместные Церкви вернуться к юлианскому календарю, а также прервать общение с теми, кто пользуется западной пасхалией и через это также подпадает под анафему.

8. Достоин сожаления отказ от именования еретиками тех, чья ересь соборно осуждена (так, латиняне и ранние протестанты осуждены Соборами, имеющими вселенский авторитет). Истинное христианство не знает «частичной» благодати и церковности, а также «промежуточных стадий» между еретиками и христианами (даже если последние являются раскольниками). Посему недопустимо именование еретических сообществ «христианами», а тем более «церквами». Представляется уместным и оправданным переход к именованию таких сообществ «отождествляющими себя с христианством», «именующими себя христианами» и так далее, а в апологетических текстах и в вероучительной полемике – прямо еретиками.

9. Необходимо решительно осудить совместные «богослужения» фанариотов с еретиками, в корне противоречащие святым канонам.

10. Нуждается в изучении на предмет лжеучительства акцент на отношениях с Богом отдельной человеческой личности при нарастающем игнорировании или даже отрицании отношений с Ним человеческих сообществ (народов, родов, Церквей, общин). Такие отношения не только существуют, но являются наиболее всеобъемлющими. Хорошо известно, что без включения личности в одну из общин – Церковь - невозможно спасение. В силу этого крайняя «индивидуализация» христианства есть ложная, антицерковная доктрина. Примирение с описанными ересями и отступлениями уже нанесло нашей Церкви огромный вред, а отказ от их осуждения нанесет в ближайшем будущем вред многократно больший. Убеждены, что православная церковная среда должна очиститься от упомянутых лжеучений и отступлений – как через осуждение их источника, так и через призыв к тем, кто соглашается с ними в нашей Церкви, оставить их навсегда.

Москва, 12 октября 2018 г.


Возврат к списку