Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Реформация через администрацию

Реформация через администрацию

Продолжение. Начало с предисловием редакции «Аминь.SU» см.: http://amin.su/content/analitika/9/3256/

Содержание

1. НЕ ХОТИМ ПАТРИАХОМ ИЛАРИОНА
2. ВСЕЛЕНСКАЯ РАДОСТЬ ОКАТОЛИЧИВАНИЯ
3. ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ КЛИРИКА ИЛАРИОНА (его последние высказывания о католиках)
4. ГИГАНТСКИЙ ПРОВАЛ ДИПЛОМАТА ИЛАРИОНА
5. ИЗ ЖИЗНИ НИКОДИМА (РОТОВА) МИТРОПОЛИТА
6. МОТИВ «ЛЕНИН В ПОЛЬШЕ»: ИЛАРИОН В КРАКОВЕ
7. ПОЧЕМУ ВСТРЕЧА ПАПЫ И ПАТРИАРХА – ЗЛО?
8. НАМ ПИШУТ С УКРАИНЫ
9. ИЕРЕЙСКАЯ ПОДОТЧЕТНОСТЬ
10. ГЕЙ-СКАНДАЛ В КАЗАНСКОЙ СЕМИНАРИИ

1. НЕ ХОТИМ ПАТРИАХОМ ИЛАРИОНА

Митрополит Иларион (Алфеев) – глава Отдела Внешних Церковных Сношений РПЦ Московского Патриархата. Он – воспитанник нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла (Гундяева), который сам был главой ОВЦС, а Патриарх Кирилл был воспитанником криптокатолика митрополита Никодима (Ротова), который этот отдел и создал[1]. Такова генеалогия ОВЦС и его вождей.

«ОВЦС – ЭТО КАТОЛИКИ В РПЦ»

Недавно ОВЦС провел в жизнь наставление начальства, и предмет ТЕОЛОГИЯ включен в перечень научных дисциплин для духовных образовательных учреждений России. Для его лучшего преподавания и усвоения налаживается регулярный, обязательный и самый широкий контакт с ВУЗами Ватикана и протестантских деноминаций. Уже существуют и бесперебойно действуют образцовые учебные центры. (Их деятельность описана в следующем материале: Вселенская радость окатоличивания.)

На ОВЦС возложена миссия по обеспечению перевода наших духовных образовательных центров на западные стандарты с обязательным сближением с инославными. Отсюда следует вывод:

«НЕОБХОДИМО ИЗОЛИРОВАТЬ ОВЦС ОТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ».

В противном случае следующее поколение верующих – «поколение патриарха Илариона» – это будут священники-недоверки и паства без пастырей.

Святоотеческая традиция Восточной Православной Церкви не может быть охвачена никакой теологией, понимаемой как наука.

Введение предмета «Теология» в ВУЗах светского направления можно рассматривать как просветительскую работу Церкви. Преподавание «научной» Теологии в духовных учебных заведениях имеет целью не обогатить знанием, а пресечь связь с греческой православной традицией ради победы латинства. Окончательная цель – внедрить в отсеченную от жизни учебную структуру сам католический дух.

С «темного Запада» на православных смотрят как на темных и к учености не прилежных. Пусть их; мы же познали, почему Евангелие называет апостолов Христовыми «учениками», и что значит: «кто не ученик, тот не Христов» (св. Филарет Московский), и почему подмена учения – удар в сердце.

Всмотритесь в лидера Перестройки нашего образования митрополита Илариона: он – чужой. На этой фигуре сошлись линии активности прокатолических сил. Они высвечивают эту фигуру симметрично с разных сторон – как прожекторы летательный объект. Иларион уже возвышен от земли. Он – будущий патриарх.

Если духовные силы самосохранения не придут в действие, то православие останется в душах – но не в иерархии и ни на какой ее ступени. При «поколении патриарха Илариона» церковное начальство будет донизу прокатоличено.

Православные, мы открываем рот не только для того, чтобы принять Святое Причастие; мы должны открыть рот и для того, чтобы отречься от духа чуждого.

Митрополит Иларион внедряет систему «внешних церковных сношений» во «всю систему богословского образования нашей Церкви». А почему, собственно, «внешние церковные сношения» стали самой доминирующей силой в такой сокровенной области, как передача опыта церковной жизни через образование священников?

Скоро мы православных батюшек будем искать днем с огнем да по захолустьям.

МЫ НЕ ХОТИМ НОВОГО ПАТРИАХА ИЛАРИОНА. КО ВСЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВЦС ВЫРАЖАЕМ НЕДОВЕРИЕ.

2. ВСЕЛЕНСКАЯ РАДОСТЬ ОКАТОЛИЧИВАНИЯ

В образовательной системе католического мира особое место занимает орден иезуитов, чье влияние в 2013 г. (с выбором папы-иезуита) вышло на принципиально новый уровень. Важным событием были переговоры замглавы ОВЦС с самим генералом ордена иезуитов («черным папой») Адольфо Николасом в Москве в 2010 г.

Образцовой моделью внедрения католической системы образования служит Русская духовная семинария в Париже (создана в 2008 г.). Ректором ее является иеромонах Александр (Синяков). В 1999 г., он был послушником доминиканского монастыря в Тулузе: «Я приехал во Францию, чтобы быть способным действовать на благо экуменического диалога... Я причащаюсь совместно с католиками, сохраняя свои православные убеждения». Ректор о. Александр носит в груди чувствительную душу: «Разделение (между Востоком и Западом) доставляет мне большие страдания... Я страдаю, что мы не можем совместно священнодействовать и быть едиными в Церкви».

Принцип обучения в семинарии особый: семинаристы обучаются одновременно и в самой семинарии, и в одном из высших светских или католических учебных заведений Парижа. Существует также практика обмена, когда семинаристы русской семинарии отправляются на несколько дней в католическую семинарию св. Сульпиция в Исси-ле-Мулино, а католические семинаристы – в русскую семинарию. Католики есть и среди самих преподавателей семинарии.

По признанию бывшего семинариста Серебрича А.А., учащимся преподают такие, например, воззрения:

– об отсутствии позиции у православных по вопросу о filioque;
– о неисторичности факта Введения во храм Пресвятой Богородицы;
– запрещается свидетельствование католикам о Православии под предлогом, что «у них все в порядке с вероучением»;
– повелевается брать благословение у католических епископов и целовать им руки.

Семинарию посещают католические священники и епископы, которые участвуют в православном богослужении в храме семинарии. В свою очередь ректор о. Александр (Синяков) и семинаристы присутствуют на богослужениях в католических соборах. В 2012 г. студенты и ректор семинарии побывали на аудиенции папы Бенедикта ХVI.

Семинария тесно связана с Парижским богословским институтом (ПБИ) – старейшим модернистским частным учебным заведением, относящимся к Западноевропейскому «русскому» экзархату Константинопольского Патриархата. ПБИ является одним из основателей Института высших экуменических исследований при Католическом институте в Париже. В 2010 г. институт подписал соглашение о сотрудничестве с Московской духовной академией, которое позволяет осуществлять совместно ряд научных и образовательных проектов.

Значение Русской семинарии хорошо раскрыл сам митрополит Иларион во время ее посещения в феврале 2012 г. «Формат обучения, разработанный в этой семинарии, может послужить основой и для других духовных школ Русской Православной Церкви, которые будут создаваться вне пределов ее канонической территории... Думаю, что на такой основе можно очень многое в будущем строить, можно воспитывать новое поколение наших священнослужителей и богословов».

Между тем, опыт Русской семинарии в Париже внедряется теперь и в России (то есть в пределах канонической территории РПЦ). В декабре 2013 г. в Кузбасской Православной духовной семинарии начался курс лекций по пастырскому богословию о. Рышарда Хайдука, профессора богословия из Польши (сайт Кузбасской митрополии http://mitropolit.info/2013/12/17/31577).

Главное же детище ОВЦС и митрополита Илариона – Общецерковная аспирантура и докторантура, нацеленная на активное сотрудничество со светскими учебными заведениями Запада. Уже подписаны договоры о сотрудничестве и взаимодействии с Фрибургским университетом (Швейцария), Даремским университетом (Великобритания), Амстердамским свободным университетом (Нидерланды) и др.

В настоящее время география теологического сотрудничества стремительно расширяется. В декабре 2013 г. в рамках форума «Петербургский диалог» при поддержке ОВЦС состоялась поездка молодежной делегации РПЦ в Германию в целях установления академических контактов между Московским Патриархатом и теологическими факультетами Германии.

Члены делегации имели плодотворные контакты с католическим факультетом Вестфальского университета им. кайзера Вильгельма II, с семинарией Collegium Borromaeum, c Институтом им. Иоганна Адама Мёллера (г. Падероборн), с Экуменическим институтом при богословском факультете Гейдельбергского университета, с протестантским теологическим факультетом Тюбингенского университета, с богословским факультетом Берлинского университета. Таким образом, члены экуменического форума «Петербургский диалог» посетили многие «рабочие площадки» по переучиванию и повышению квалификации учащихся из России.

3. ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ КЛИРИКА ИЛАРИОНА (его последние высказывания о католиках)

23 декабря 2013 г. на встрече с сотрудниками Института всеобщей истории РАН председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион сделал важное заявление.

Во-первых, он напомнил, что с 1980 года официально открыт полномасштабный богословский диалог между православными и католиками, который ведется до сих пор.

Во-вторых, митр. Иларион ставит нас перед фактом (это называется «действовать явочным порядком»), что «само вступление православных в диалог» означало, что «мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков». Не о том сказал митрополит, что мы в диалоге избегаем употреблять понятие «ересь», а о том, что «мы» с католиками так считаем, следовательно, «мы», православная сторона отказались квалифицировать католиков как еретиков. Вопросы о «филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате папы» (эти вопросы упомянул митр. Иларион) православные и католики решают по-разному: католики говорят «да», мы говорим «нет». И при этом «мы», православная сторона, отказались квалифицировать (на называть, а квалифицировать) католиков в качестве еретиков.

В-третьих, заявил митр. Иларион: «В XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств (католиков) при отсутствии общения (с ними) в Таинствах». Митрополит употребил тот же прием – мы ставим вас перед фактом (по-простому сказать, «проехали»).

Во всяком высказывании следует различать две стороны: кто говорит и предмет высказывания.

Вопрос «кто» в данном случае означает «от чьего лица». «Мы», православная сторона, это кто? Митрополит Волоколамский и будущий Патриарх всея Руси? Один в двух лицах, одно из которых должно в будущем явиться в качестве Восточного Папы – непогрешимого, когда он говорит «с кафедры»?

В сфере церковной жизни – это «нагльство», присвоение не принадлежащих прав или по-другому «узурпация».

Значение Поместного Собора нашей Церкви за последнее время уничтожалось систематически. Устав Церкви 1917 г. определял, что в Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору,

Начало Реформации в РПЦ (см.: «Реформация через администрацию. Выпуск I») хронологически совпало с началом Перестройки (особенно показателен 1988 – год Крещения Руси). Церковный устав 1988 г. исключил «контролирующую» власть из компетенции Поместного Собора, никому ее не передав. Устав 2000 г. исключает из компетенции Поместного Собора, кроме «контролирующей», уже «законодательную», «административную» и «судебную» власть, оставляя ему «высшую власть в области вероучения и канонического устроения». Последние же заявления клирика Илариона говорят о том, что Поместный Собор де-факто лишен и этой власти.

Но не главе одного из ведомств Московского Патриархата решать вопрос о том, что квалифицировать как ересь и признавать ли действительность Таинств у католиков. Не его это дело.

Таким образом, предмет высказывания клирика Илариона об отношениях с католиками следует считать юридически ничтожным.

Вопрос в том, почему сейчас? Зачем сейчас было делать такие заявления? Все так хорошо шло: гомеопатическими дозами наше общество приучали к мысли о братании с католиками на всех фронтах. Равномерно повторяют – вкладывают в уши, что необходимо подготовить встречу патриарха с папой. Огромную работу провели, чтобы ВУЗы Ватикана делали из наших студентов «душевных» филокатоликов с перспективой их полного «воцерковления» в лоно католицизма... И вдруг из недр Московского Патриархата прозвучал звук, подобный тому, когда испускают неблаговонный ветр. Зачем?

Такой темп Реформации в Православии взяло церковное начальство. Предполагается, что «церковный народ» – быдло, он даже не промычит, когда его режут. Но возможно и другое объяснение. У Достоевского в романе «Бесы» (кто бы мог подумать, что это слово мы помянем, когда говорим о Патриархии) революционер-авантюрист сетует: «О, если бы нам дали еще два поколения разврата!» Тогда его задача была бы исполнена. Однако сил ждать у авантюриста не было, и он решает начать немедленно. Очень все-таки спешит наш Патриархат к перестройке на образец Ватикана.

Насколько разумнее и терпеливее иезуиты. Они знают, что богословские дискуссии с православными до добра не доведут: разногласия неизбежны. Гораздо проще внедряться – размягчая «душевную» ткань (и мозги) ведомых под власть папы. А эти восточные католики вдруг такие заявления делают, зачем?

Трезвый ли расчет на наше молчаливое предательство или глупая торопливость сказалась, но дело сделано. Враг православия смотрит теперь, до какого предела можно распространить свое «нагльство».

Беспомощность наших православных СМИ поразительна. Многообразные информационные сообщения образуют аморфную массу, в которой не найти ни одного вектора движения. Это – «куча», полное отсутствие всякого «образа» действия – безобразие... «Обращения» пишут, мнения высказывают, а что делать ни один не сказал.

Самоорганизация ради конкретных действий – задача момента. Но пока этот болезненный период завершится чем-то «путным» (начнется движение по пути), необходимы немедленные меры. Назовем этот способ действия сначала латинским термином, затем греческим (на западный манер и на восточный).

Обструкция (от латинского «препятствие») – это противодействие нормальной работе заседания или митинга (например, путем длинных речей, шума и т. д.). Можно громко задавать «неудобные вопросы» и настойчиво (и обязательно громко) требовать ответа. Клирик Иларион должен почувствовать, что обструкция – это реальная опасность для его персоны.

Скандал. На греческом это слово указывает на предмет ужаса или отвращения. Также оно обозначает ловушку или преткновение. В общественной жизни «скандал» – это получивший широкое публичное освещение инцидент, связанный с заявлениями о правонарушениях, позорных или аморальных проступках. В обиходе скандалом обычно называется бурный спор, дебош, ругань. Устроить «скандал» для ОВЦС МП – это примерно то же самое, что взять «дубину народной войны» против захватчиков.

Обструкция и скандал как формы противодействия беззаконию обладают тем преимуществом, что они не требуют специальной организационной подготовки: такие действия можно предпринимать в одиночку. Может быть, вы неожиданно попали на какое-то мероприятие – действуйте. А уж если вас пригласили на «конференцию» филокатоликов – поднимите голос.

Хорошо В.И. Ленин говорил, как нужно обращаться с представителями БУНДа (это была еврейская организация в соцал-демократии): «Застегнуться на все пуговицы. Сразу в морду не бить».

И еще одно угощение приготовил нам митрополит Иларион. Оказывается, «мы (говорил бы за себя) не должны ждать результатов богословского диалога, прежде чем начнем взаимодействовать (с католиками). Например, проблема защиты христиан Ближнего Востока... это вопрос, по которому мы должны взаимодействовать здесь и теперь».

Спросим: а на каких условиях папа согласен защищать христиан Сирии? Условие одно – дальнейшее расширение личной власти римского папы, иначе он не пошевелится. И нас при этом торопят: взаимодействовать! Теперь же! Здесь и сейчас! Как все это некрасиво и лживо.

4. ГИГАНТСКИЙ ПРОВАЛ ДИПЛОМАТА ИЛАРИОНА

В июне 2002 г. было опубликовано открытое письмо митрополита Антония Сурожского епископу Подольскому Илариону (Алфееву). Предлагаем краткий пересказ этого письма с цитированием.

«Дорогой владыка Иларион, с чувством глубокой скорби начинаю это письмо». Речь идет о том, что обиженный неподчинением его власти Иларион придал огласке и публично комментировал свой конфликт с Сурожской епархией (в Англии).

«Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе, как в сане епископа. Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой. В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: "Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и что у меня власть". Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны служить, а не властвовать. Я обратил на это твое внимание, но, видно, безуспешно: с самых первых дней твоего пребывания в нашей среде ты своим авторитарным обращением... восстановил против себя все лондонское духовенство».

Итак, власть – первый принцип деятельности Илариона: я – архиерей, я – власть; ваше дело – подчиняться.

«Группа духовенства» имела встречу с еп. Иларионом «и высказала свои недоумения, к которым я прибавил и свои критические замечания. Ответить нам ты отказался. Смущение, связанное с тобой, стало шириться и "темнеть". Ты начал, пользуясь всеми встречами с прихожанами, собирать вокруг себя почитателей и сторонников, все больше разделяя приход на "своих" и "иных". Я попросил тебя посещать провинциальные приходы, что ты и сделал очень успешно, однако и в них после твоих посещений началось разделение на "своих" и "чужих" не только среди мирян, но и среди духовенства».

Для того, чтобы властвовать, нужно внести разделение на «своих» и «иных», и в этом деле еп. Иларион обнаружил подлинное мастерство. Интрига и раскол ради собственно высокого положения – стихия деспота-архиерея.

Митрополит Антоний продолжает: «Впервые после пятидесяти трех лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение. Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям – самая большая честь, которая может выпасть на долю человека)... Также ты обращал внимание священников на незначительность их "зарплаты" и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой... Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которой она раньше не играла. Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов». Во столько оценил еп. Иларион свою созидательную деятельность в Сурожской епархии.

Что такое церковная награда? Это ступенька карьерной лестницы; раздавая награды, можно расположить священников служить тому, кто эти награды раздает. Еп. Иларион (властвование – главный принцип его деятельности) отлично понимал карьерное значение церковных наград. И еще он резко нажал на педаль, которой прежде всего пользуется каждый интриган – «денежная тема». Смущать священников, что у них «зарплата» маленькая, а самому со властью требовать для себя 40 000 фунтов... Отличный прием, чтобы посеять смуту.

«Ты, владыка, мог бы полностью включиться в работу, охватив и огромный наплыв новых русских эмигрантов. Но ты стал разделять одних от других... Я тебя просил не вносить ничего нового в епархию, пока ты не впитаешь ту жизнь, которой она жива, но ты решил вести "свою" работу по-своему. На замечание одного священника о том, что ты меняешь нашу практику, ты ответил: "Он поступает по-своему, я – по-своему"».

Слон в посудной лавке... Когда мы читаем такие горькие слова митрополита Антония, который делом доказал, что он настоящий строитель церковной жизни, то о нынешнем митрополите Иларионе ужасаешься: такой человек возглавил Отдел внешних церковных связей!

Митрополит Антоний подробно останавливается на вопросе церковного строительства: «Оно возможно лишь при полной взаимной открытости всех членов прихода и епархии. Эта открытость требовала с самого начала готовности прислушиваться друг к другу независимо от иерархического положения... Такой подход исключает всякую авторитарность ("с епископом не спорят")». Деятельность еп. Илариона опытный архипастырь Антоний описывает так: «Буря, которая грянула в связи с твоим приездом». Все это происходило «при активном и вредном участии твоей матери (которая за все месяцы пребывания в Лондоне ни разу не подошла ко мне даже поздороваться)». Последняя деталь очень выразительна... Какова же была мера (или безмерность) самопревознесения «авторитарного» епископа Илариона!

«Ты углубил разделение, радуясь, что "многие" стали на твою сторону... ты разрушал «единство, которое существовало в течение 33 лет до твоего приезда... Мне пришлось попросить тебя подать Святейшему прошение о переводе тебя на другую кафедру или должность».

«Ходили слухи о том, что, как только я уйду на покой, именно ты будешь назначен митрополитом Сурожским – без году неделю после того, как ты стал епископом, самым младшим архиереем Русской Церкви. Это шло против всех наших ожиданий и было несовместимо с правилом об избрании архиерея епархией и принятием его Патриархией... Ты сам по приезде сообщил мне ту же новость якобы со слов митрополита Кирилла, взявшего с тебя слово, что ты мне об этом ничего не расскажешь... Когда в силу распространившихся слухов я поставил напрямик вопрос владыке Кириллу, то он мне ответил, что это ложь, что ничего подобного он тебе не говорил... Как избежать смущения?»

Человек, который так интригует, он умный человек или глупый?

Владыка Антоний недоумевает о митрополите Кирилле: почему давление приходит со стороны «ОВЦС, который является всего лишь административной инстанцией, а не иерархическим началом, которым может быть только Патриарх». То есть так получилось, что председатель ОВЦС Кирилл заместил своими распоряжениями Патриарха. «Как избежать смущения?»

«В твоем лице ОВЦС хочет безраздельно управлять всей русской диаспорой... Дорогой владыка, пожалей Русскую Церковь и вели своим сторонникам прекратить подрывную деятельность».

Просьба митрополита Антоний услышана не была. Свою «подрывную деятельность» еп. Иларион глупейшим образом перенес в сферу публичных обвинений, что было уже последним шагом в его усилиях подмять Сурожскую епархию «под себя».

В целом мы можем охарактеризовать весь период пребывания еп. Илариона в Англии как «ГИГАНТСКИЙ ПРОВАЛ ДИПЛОМАТА ИЛАРИОНА». Кто же из такого позорного провала вытащил Илариона на самый верх церковной иерархии и сделал вторым человеком после Патриарха?

5. ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА)  

В 1984 году скончался архимандрит Димитрий (Подлесных). «В свое время он был вторым священником в Покровском храме г. Переяславля-Залесского, настоятелем которого являлся архимандрит Никодим, будущий митрополит Ленинградский и Ладожский.

Отец Димитрий рассказывал своим духовным чадам, что митрополит Никодим вызывал его в Ленинград и предлагал епископство. Однако он ставил условия, что, когда придет время, все епископы, которых ставил на кафедры он сам, перейдут вместе с ним в католичество. Он просил архимандрита Димитрия дать клятву, что он, если станет епископом, также примет католичество.

Отец Димитрий отказался от предложения владыки Никодима»[2].

Аналогичных свидетельств на м. Никодима (Ротова) достаточно. Если рассмотреть линию преемственности тех, кто возглавлял ОВЦС, то без труда обнаруживается следующая последовательность:

КРИПТОКАТОЛИК – митрополит Никодим (Ротов);
ФИЛОКАТОЛИК – митрополит Кирилл (Гундяев);
ЯРОКАТОЛИК – митрополит Иларион (Алфеев).

6. МОТИВ «ЛЕНИН В ПОЛЬШЕ»: Митр. ИЛАРИОН В КРАКОВЕ

Много обращений приходит с просьбой разъяснить политику РПЦ на Украине. В самой острой форме предлагает поставить вопрос Илья Левинсон из Донецка. Он даже предложил нам заглавие для статьи «Мотив “Ленин в Польше”: Иларион в Кракове» и ее зачин (продолжить, он считает, мы должны сами).

«1 декабря 2013 г. на Киевском Майдане произошел захват административных зданий. По существу это было началом государственного переворота. Никто не знал, пойдут митингующие дальше или нет. Ситуация – революционная.
На Майдане агитируют официальные лидеры Европейских стран. Агитировал и бывший президент Польши. Свежей искренностью веяло от его слов, что народ Польши – с братским народом Украины против России.
В тот же день 1 декабря 2013 г. главный дипломат РПЦ Иларион едет в Краков и заявляет о необходимости организовать встречу папы и Патриарха. Как одно согласуется с другим?...»

На этом текст нашего автора прерывается. Чтобы прояснить положение на Украине, мы воспользуемся фактами из статьи О.Н.Четвериковой «Большая ложь папы римского (Сирия, Украина и православный мир в планах Ватикана)». Освящение некоторых фактов и их оценку производит И.Петров:

21 ноября папа Франциск в ходе заседания Конгрегации по делам Восточных Церквей подчеркнул значение «примата кафедры св. Петра» для «универсального общения».

В тот же день, 21 ноября, после объявления правительством Украины о приостановке подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС начались массовые акции оппозиции в Киеве и других регионах Украины. Важную роль в событиях «евромайдана» изначально стала играть Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), представляющая собой самую многочисленную часть Католической церкви на Украине и выполняющая миссию по обеспечению единения Украины с Европой. Священники УГКЦ стали проводить агитацию, призывая верующих отправляться в Киев. Уверенность, с которой действовало руководство УГКЦ, была обусловлена той поддержкой, которую оказывает ей Ватикан.

Действительно, 25 ноября произошло, как написала пресса, «выдающееся событие»: впервые в истории независимой Украины глава УГКЦ, которым сейчас является Святослав (Шевчук), отслужил Литургию на главном престоле Собора Святого Петра в присутствии папы Римского. Отмечено: «То, что Блаженнейший Святослав получил такую возможность, является свидетельством особого расположения папы к Украинской Церкви и народу». Одна из влиятельных польских газет по этому поводу написала, что «такое событие еще недавно было бы воспринято в Москве как провокация».

Событие это произошло по случаю дня памяти Иосафата Кунцевича и 50-летия перенесения его мощей в собор Святого Петра в Риме. Папа обратился к паломникам и говорил о том, что нужно «строить мосты братства также с другими церквами и церковными общинами на украинской земле».

Вспомним и мы, кто такой Иосафат Кунцевич. Это – униатский архиепископ Полоцкий и Витебский, действовавший в период утверждения Брестской унии (XVII век), разработанной иезуитами как средство раскола среди белорусов и малороссов. Утверждение унии происходило с помощью насилия и террора, особенно же прославился своей преступной карательной деятельностью Иосафат Кунцевич. Он отобрал все храмы и монастыри у православных, запретил под угрозой смерти православным священникам появляться в местах, где находились церкви. Литовский канцлер Лев Сапега вынужден был предупредить его: «Вы же необдуманными насилиями притесняете русский народ и толкаете его на бунт и неповиновение... Вы пишете, что Вам свободно топить православных и рубить им головы... что надо отдать (их) церкви на поругание... (Вы) запираете церкви, чтобы люди без благочестия и христианских обрядов умирали как нехристи... Вместо радости Ваша льстивая Уния принесла нам только горе, непокой и нестроение».

Население Витебска, единодушно отказавшись повиноваться Кунцевичу, почти поголовно восстало против него и учинило над ним расправу. Кунцевич же на следующий день после своей смерти был объявлен Католической церковью блаженным. В 1923 г. папа Пий ХI издал энциклику, в которой Кунцевич именуется «священномучеником» и говорится, что такие примеры «святой жизни» должны способствовать единению всех христиан. Именно этого человека папа Иоанн Павел II называл «апостолом единения», «благородной личностью», «чья пролитая кровь навеки сплотила великое дело Унии».

Католический ученый заявляет: «Сегодня, когда различные политические силы пытаются изменить цивилизационный вектор Украины, нам следует вспомнить подвиг священномученика Иосафата, который еще в ХVII в. отдал свою жизнь за единство Украинской Церкви с епископом Рима... Святой Иосафат видел в этом единстве также цивилизационный путь, которым должен идти украинский народ... Украина должна быть мостом единения между западной и восточной культурами».

Так, изначально нам показали, по чьему примеру нас будут «единять» с европейским христианством. При этом тема единения стала еще более актуальной после визита к папе римскому российской делегации во главе с президентом России, состоявшейся в тот же день (25 ноября).

Особую роль в укреплении положения Украины как «моста единения» играет Польша, являющаяся наряду со Швецией инициатором политики «Восточного партнерства». 27 ноября польский президент Бронислав Коморовский заявил в связи с решением украинского правительства о приостановке подписания соглашения: «Проблемой является политика натиска и шантажа, который по отношению к Украине применил ее восточный сосед. На то не может быть согласия западного мира. Не так решаются вопросы стратегического уровня». Назвав политику России «имперской», он заключил, что «ЕС не складывает оружия».

29 ноября в Варшаве под патронажем президента Коморовского начала работу совместная российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России», собравшая иерархов, политиков, историков и журналистов. На ней присутствовала российская церковная делегация, возглавляемая митрополитом Иларионом. Митрополит Иларион ничего конкретного по поводу ситуации на Украине не высказал, но, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, повторил уже неоднократно проводимую им мысль о возможной встрече понтифика и Патриарха.

30 ноября перед началом заключительного заседания митрополиту Илариону была вручена награда «За заслуги в области толерантности – 2013». А вечером того же дня члены делегации Русской Православной Церкви присутствовали на вечерне в католическом кафедральном соборе Иоанна Крестителя в Варшаве.

На следующий день, 1 декабря 2013 г. митрополит Иларион встретился в Кракове с архиепископом Краковским, кардиналом Станиславом Дзивишем и имел с ним переговоры. С.Дзивиш был секретарём папы Иоанна Павла II и имел близкие отношения с членами Трехсторонней комиссии, включая широко известного в нашей стране Збигнева Бжезинского.

Дзивиш пригласил Патриарха Кирилла посетить Всемирные дни молодежи, которые состоятся в Кракове в 2016 г. Польская «Gazeta Wyborcza» написала: «На Всемирный день молодежи приедет папа Франциск. Сейчас предпринимаются все усилия, чтобы там присутствовал также глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл... Визит Кирилла в Краков мог бы стать прелюдией к визиту Франциска в Россию». Митрополит Иларион по этому поводу вновь заявил: «Я думаю, что такая встреча состоится, если обе стороны будут готовы. Надеюсь, что эта готовность наступит в ближайшее время».

Православно-католический «диалог» на фоне «евромайдана»

1 декабря на Украине после спровоцированного разгона «евромайдана» оппозиция начала массовые акции протеста, направленные на государственный переворот. УГКЦ полностью поддержала демонстрантов, ударной силой которых были радикальные националисты из партии «Свобода», «Патриот Украины», ОУН, КУН, ОУН-УНСО и необандеровские структуры. Храмы греко-католиков, католиков и УПЦ Украинского Патриархата стали обслуживать оппозиционеров, превратившись в центры мобилизации. На «евромайдан» прибыли греко-католические семинаристы Львовской, Ивано-Франковской и Дрогобычской духовных семинарий, в полном составе присутствовала Киевская духовная семинария. 11 декабря Священный Синод УГКЦ обратился к участникам протеста с заявлением «о поддержке и солидарности со всеми, кто на майдане».

Священник УГКЦ (Ивано-Франковской области) Михаил Арсенич в своей проповеди 6 декабря, выложенной в сети, заявил: «В сегодняшний день мы реально способны на революцию. Терпели бы вояки из УПА сегодня Табачников и Януковичей?! С врагом не может быть другого языка, как шум леса – шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает – возьми в руки оружие и отбрось страх! Мы хотим убедиться, что завтра ни китайский негр, ни еврей, ни москаль не придёт отбирать мой дом! Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!». С осуждением этой позиции в итоге вынужденно выступили и глава УГКЦ Святослав (Шевчук), и главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх.

Открыто поддержали «евромайдан» и польские «братья». Глава Фонда духовной культуры Пограничья, униатский священник Стефан Батрук заявил, что поляки должны подключиться к ситуации на Украине: «Необходим непосредственный контакт с городами на Украине, где проводятся акции протеста... Необходимо напрямую поддерживать жителей (Украины) духовно и материально. Нужна юридическая помощь. Особенно молодые католики должны проявлять свою солидарность с молодыми украинцами».

На стороне «евромайдана» выступила и Конфедерация католических епископов Литвы. Вмешаться в «борьбу за власть на Украине» призвал и председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич, обратившись с этим к федеральному правительству и лично канцлеру А.Меркель. Он подчеркнул, что Берлин несет ответственность(?!) за реализацию мирного диалога между противостоящими силами в Киеве и что канцлер Меркель является ключевой фигурой между Евросоюзом и Россией.

В итоге о своей откровенно прозападной политической позиции заявили и УГКЦ, и УПЦ КП, и отдельные представители автокефального крыла УПЦ МП. Выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», архиепископ Святослав (Шевчук) уверенно заключил: «Украина переживает период социальной трансформации... Мы называем это европейским вектором развития». Но речь здесь идет не только о политическом, но о цивилизационном выборе. И выбор этот подкреплен и поддержкой Ватикана, и всей мощью НАТО, которая уже готовит площадки для своих баз на территории Украины.

5 декабря митрополит Одесский Агафангел (Саввин) сказал в проповеди: «Непростые времена, смута. На майдан киевский собираются силы ада для того, чтобы сменить наш строй, принести зло, ненависть, разделение среди нашего народа».

А поднял ли ОВЦС свой голос в защиту православных? Язык дипломата должен отличаться от языка архипастыря, но в роковой, может быть, для православия на Украине день митрополит-дипломат Иларион от мыслей достойного пастыря оказался бесконечно далек, потому что попросту он смотрит в другую сторону.

«Западный лагерь» свою позицию обозначил четко и однозначно, и эта позиция бескомпромиссна: Украина должна быть встроена в западную цивилизацию. Какова же в этих условиях позиция православных Украины?

Попытки православной общественности Украины заявить о своей приверженности «Русскому миру» было квалифицировано руководством Украинской Православной Церкви МП как «политическое православие», осуждённое в 2007 г. (за «политическое православие» в 2011 г. был отлучен от Церкви глава Союза Православных Братств Украины Валентин Лукияник). Было официально заявлено: «Церковь не делит своих верных по политическому или геополитическому принципу. И призывает не использовать религиозную риторику и символику в политической борьбе».

Ватикан в эти дни был беспристрастен и сдержан, что характерно для иезуитов, действующих чужими руками. Между тем, именно позиция св. Престола обусловила такое уверенное поведение прокатолических сил на Украине. Зная, что за их спиной мощная сила «экуменического консенсуса», униаты и не нуждаются в каких-либо заявлениях папы.

Иезуитский орден, овладевший св. Престолом, прикрываясь принципом «всехристианской любви», ведет своё тихое, но решительное наступление на Русь. Это наступление не атакующее, но всепроникающее, и осуществляется оно на всех уровнях – церковном и государственном, идейном и политическом, образовательном и культурном, финансовом и экономическом. Как выразился миланский архиепископ Анджело Скола, «можно говорить о рождении «народного экуменизма» между Римско-католической и Русской православной церквями». Вспомним и слова иезуита М.Жуста, отвечавшего до недавнего времени за «диалог» Ватикана с православными: «Для нас важно, чтобы принятие совместных документов или возможная будущая встреча папы и Патриарха не вызывали серьезных протестов». Именно над этим и работают иезуиты.

Благодарим М. Жуста за подсказку: православным нужно «серьезно протестовать» – и не против католиков, а против «своих», которые давно уже переметнулись. Они избрали тактику бездействия и тихого подвывания лидерам мирового интеграционного процесса.

В этот критический для православных Украины момент митрополит Иларион дал интервью газете «Коммерсант» (10 декабря), в котором заявил, что тема прозелитизма католиков «в значительной степени снята», что для них (видимо, для ОВЦС) «главной темой является сегодня защита христиан, проживающих на Ближнем Востоке», что требует «совершенно особых и экстраординарных усилий со стороны наших (РПЦ и римо-католики) церквей». И дальше он вновь, но уже более подробно, рассказал о встрече с папой Римским: «Мы ведь о встрече Патриарха с папой уже много лет говорим. Но мы говорим о том, что эта встреча должна быть хорошо подготовлена. И мы готовим ее». Главной проблемой митрополит Иларион назвал ситуацию на Западной Украине. «Правда, в последнее время у нас появились добрые вести с Западной Украины. Появилась надежда на то, что Львовская епархия Украинской Церкви Московского Патриархата получит участок и здание для создания духовного центра... Если это событие произойдёт, оно, несомненно, скажется на скорости подготовки встречи»[3].

Такие весы держит рука нашего главного церковного дипломата: на одной чаше здание с участком земли, подачка, на другой – встреча папы и Патриарха.

Повторим, что это было сказано тогда, когда на Украине решался вопрос о цивилизационном выборе народа, в котором греко-католики играют одну из ведущих ролей. Но об этом митрополит Иларион даже не упомянул.

15 декабря в рамках реализации папской программы экуменизма в Россию прибыл главный специалист по межхристианским отношениям и главный «переговорщик» Ватикана кардинал Курт Кох. Программа его пребывания в нашей стране оказалась очень обширной. В Санкт-Петербурге он посетил католическую семинарию, православную духовную академию, где рассказал о современном состоянии православно-католических отношений. В Москве состоялась его встреча с митрополитом Илларионом, на которой обсуждались проблемы культурного сотрудничества и студенческого обмена. Наконец, состоялась его встреча с Патриархом Кириллом.

Сотрудник секретариата ОВЦС А.Дикарев так оценил главный итог визита Коха: «Эти визиты внесут свой опосредованный вклад в копилку будущей встречи Патриарха с папой». Сам же Кох подчеркнул: «Подготовка к встрече важнее, чем сама встреча. Это событие исторического измерения и нуждается в подготовке, это очень важно».

То, что происходит сегодня на Украине, это и есть «подготовка» к завершающим атакам католицизма, когда православные будут покинуты своей иерархией и изолированы от помощи из России. Такова «мягкая сила» по-иезуитски, или иезуитство в действии.

7. ПОЧЕМУ ВСТРЕЧА ПАПЫ И ПАТРИАРХА – ЗЛО?

В течение последних лет тема встречи папы Римского с Патриархом Московским и всея Руси стала одной из главных в публичных выступлениях митрополита Илариона. Нам постоянно вбивается одна и та же мысль: встреча папы с Патриархом состоится, но произойдет она тогда, когда будет хорошо подготовлена.

Поскольку нам не объясняют, допустима ли эта встреча с точки зрения православного учения, зачем нужна эта встреча православному народу России и каковы будут ее последствия, вспомним сами о тех встречах пап с патриархами, которые уже состоялись. В истории Христианской Церкви со времен отпадения от нее католичества таких «исторических» встреч было две.

А. Прецеденты

Первая – это встреча патриарха Константинопольского Иосифа II и папы Евгения IV в Ферраре в 1438 г., проведенная для переговоров о заключении унии. Патриарх пошел на это только потому, что на ней категорически настоял византийский император. Уния была той ценой, которую император должен был заплатить за поддержку со стороны католического мира в защите Византии от мусульманского государства турок-османов.

На Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445) православные члены делегации, которым император запретил покидать заседания, подверглись прямому давлению со стороны понтифика. Шаг за шагом православные сдавали свои позиции, пока не признали, что учение Римской церкви является православным, и не подписали унию (за исключением епископа Марка Эфесского). На следующий день совершился акт, о котором папы 400 лет назад могли только мечтать: византийский император Иоанн VIII Палеолог прилюдно преклонил колена перед наместником св. Петра и поцеловал ему руку. Так произошло «воссоединение» восточной и западной церквей.

Духовенство всех церквей Православия единодушно отвергло эту унию как чуждую отеческой вере. Сама же Византия, заключившая сделку с еретиками-католиками, именно после этого вскоре пала под натиском турок-османов.

Вторая встреча патриарха и папы подготавливалась не менее тщательно. Она произошла в годы Второго Ватиканского собора (1962-1965). Он совершил обновленческий переворот, который «открыл» Католическую церковь для диалога с другими религиями: «Истину следует искать... посредством... обмена и диалога».

Признав наличие и в других христианских церквах и сообществах «начала освящения и истины», Ватикан в то же время жестко подтвердил главное положение католицизма о папском примате. Документы собора закрепили учение об установлении и непрерывности «священного Первенства Римского Понтифика и о его безошибочном учительстве» и утвердили, что «в силу своей должности, то есть как Наместник Христа и Пастырь всей Церкви, Римский Понтифик обладает в Церкви полной, верховной и универсальной властью».

В соответствии с учением св. Престола, подлинное «христианское единство» мыслится как полное общение с Католической церковью, а полное общение понимается только как абсолютное подчинение лично папе.

И это то, о чем упорно молчит красноречивый митрополит Иларион. Абсолютная власть папы остается той истиной, которую должен признать каждый, устремленный к единению с католицизмом. Соответственно, и встречу понтифика с православным Патриархом Ватикан рассматривает как рубеж на пути вхождения Православных церквей в лоно католицизма.

Рассмотрим, чем была вторая встреча папы и патриарха. Католики без труда выбрали самое слабое звено в Православном мире – патриарх Константинопольский Афинагор. Этот «блуждающий патриарх» (его паства мала, и сам он не пользовался авторитетом) искал, к кому прислониться. Афинагор никогда не скрывал своего филокатолицизма: папу Иоанна ХХIII Афинагор назвал «вторым Предтечей». Но его главной заслугой была разработка такой гибкой экуменической теологии «единства церквей», которая позволяла вступить в диалог, абстрагируясь от факта ереси папизма.

Понимая, что сближение путем богословского диалога и преодоления догматических разногласий невозможно, он провозгласил путь к единству через «диалог любви»: надо «оставить в прошлом теологические проблемы, которые нас разделяют» и просто «пребывать вместе в любви Христовой».

В 1964 г. папа Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор встретились в Иерусалиме и, прочитав совместно молитву «Отче наш», обменялись поцелуем мира. А 7 декабря 1965 г. в Риме и Фанаре состоялась церемония подписания декларации об отмене анафемы 1054 г. В ней осуждались «обвинительные слова» и «печальные прецеденты», приведшие к непониманию, которые и были представлены в качестве главной причины разрыва отношений.

Римско-католическая церковь после этого была объявлена «сестринской» (понятие «Церкви-сестры» ввел папа Павел VI), что имело самые серьезные последствия. Имя папы было внесено в диптих (последовательность поминовения предстоятелей Православных Церквей во время богослужений) Константинопольского патриархата: папа стал «первым епископом Христианства, а патриарх – «вторым по очереди братом его». В 1967 г. патриарх Афинагор сослужил папе в римском соборе св. Петра.

Таковы результаты «встречи патриарха и папы» – продвижение папизма на восток. Константинопольский патриархат, проигнорировав ересь папизма, признал православие за еретиками и, избежав формального подтверждения папского примата, фактически признал первенство «римского епископа». Архимандрит Иустин (Попович) писал о патриархе Афинагоре: «Он признавал Римского верховного первосвященника с его демонской гордыней».

Декларация о взаимном прощении оказалась в итоге более эффективным средством «единения», чем уния, поскольку исключила необходимость разрешения богословских противоречий. Этот иезуитский метод стал образцом для введения и других православных церквей в лоно католицизма.

Многие видные православные богословы, канонисты и иерархи определили снятие анафемы, сделанное Афинагором за спиной всей полноты Православной Церкви, как неканоничное, подчеркнув, что оно возможно только после отказа Рима от своих заблуждений и только на Вселенском Православном Соборе. Святейший Патриарх Московский Алексий (Симанский) в своей телеграмме предстоятелю Элладской Церкви указал тогда, что этот акт не имеет богословского значения, так как «разделение церквей Католической и Православной слишком глубоко и для преодоления его в настоящее время нет соответствующих оснований».

Однако другие официальные Церкви хранили молчание, и сложилась странная ситуация. Константинопольский патриархат, оставаясь своим в Православном мире, стал проводником чуждых этому миру идей.

Б. Встреча, встреча, встреча…

Итак, мы видим, чем закончились уже состоявшиеся «исторические» встречи пап с патриархами. Главное здесь – не впадать в иллюзии и понять, что Ватикан движим идеей власти и обмана. С началом перестройки в СССР Ватикан уже впрямую нацелился на Русскую Православную Церковь. Его переход к активному наступлению стал возможным в силу откровенно предательской политики М.Горбачева, после визита которого в Ватикан в 1989 г. начался кровавый погром Православия на Западной Украине.

И вот зазвучала дорогая сердцу католиков тема встречи Патриарха Московского с папой Римским.

Одно из первых заявлений о ней было сделано патриархом Алексием II в 2000 г. Патриарх отметил, что не исключает такой возможности, но «встреча должна быть хорошо подготовлена». Главными препятствиями были названы прозелитизм и нежелание Ватикана осудить действия украинских греко-католиков. С тех пор решение этих двух проблем стало главным условием для возможной встречи, в то время, как вопрос о богословских противоречиях не поднимался.

О том, что эта тема была поднята не без влияния российских властей, свидетельствует заявление Патриарха Алексия II (2001 г.): «Я знаю обо всех предложениях по этому поводу и в том числе о том, что премьер-министр Касьянов договаривался с Иоанном Павлом II о возможной встрече, и не исключаю, что рано или поздно мы действительно побеседуем с папой». Позже Патриарх сообщил, что для встречи был подготовлен совместный документ, но она не состоялась, поскольку католики вычеркнули два спорных пункта.

При Бенедикте ХVI и особенно при иезуите Франциске методы проникновения католицизма в Россию стали более гибкими. Гибкость в данном случае – это генеральная линия, это тот глист, который пролез сейчас уже до самого-самого верхнего начальства РПЦ. И наша Церковь в лице председателей ОВЦС (митрополитов Никодима, Кирилла, Илариона) всеми силами стремилась организовать роковую «третью встречу» папы и патриарха.

Главным оправданием православно-католического «диалога» стала необходимость сохранения традиционных христианских ценностей в условиях секулярного мира. И тут впервые громко заявил о себе митрополит Иларион (тогда он еще не был председателем ОВЦС). В 2006 г. Иларион призвал к созданию некоего стратегического православно-католического альянса, пакта, союза для защиты традиционного христианства как такового «от всех вызовов современности, будь то воинствующий либерализм или воинствующий атеизм».

Ключевая роль для внедрения примата папской власти была отведена очередному «блуждающему патриарху» – Константинопольскому Варфоломею. Последний стремится утвердить в Православии идею о Константинопольском патриархе как видимом главе Православной Церкви с особыми властными прерогативами, чтобы, объединив все поместные Церкви под своим началом, поставить их под контроль папы.

Как заявил патриарх Варфоломей в ноябре 2007 г., «если мы с помощью Божьей придем к согласию с Католической церковью в том, что касается значения термина “первенство”, каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место, то, какое он занимал до раскола».

С избранием в январе 2009 г. Патриархом Московским Кирилла процесс сближения с Ватиканом приобрел качественно новый характер. ОВЦС под руководством митрополита Илариона превратился в настоящий штаб по обеспечению «стратегического союза» с Ватиканом, который стал представляться для массового сознания исключительно в образе «союзника». Традиционными стали заявления митрополита Илариона типа: «Мы должны, не дожидаясь решения всех проблем, научиться действовать как единое целое, как единая структура, не будучи административной единой структурой, перейти от отношений соперничества к отношениям союзничества».

В этих условиях тема встречи Патриарха и папы зазвучала с новой силой.

Теперь митрополит Иларион не только заявляет о ее возможности, но и дает понять, что она неизбежна: «С каждым днем мы приближаемся на один день к этой встрече… Это календарный и астрономический факт». Заявления о встрече приобрели уже ритуальный характер, превратившись в своего рода прием нейро-лингвистического программирования. Цель – добиться того, чтобы недопустима была даже мысль о каком-либо возражении, а тем более о противодействии подготовке «исторического» события. Настойчивость, с которой эта идея навязывается нашему народу, призвана сделать ее привычной и тем самым парализовать наш разум и нашу волю. Естественно, никто из начальств не собирается разъяснять, для чего нужна эта встреча.

Особую роль в прокатолической перестройке нашего сознания играют регулярные встречи митрополита Илариона, де-факто второго человека в иерархии и будущего Патриарха с папой римским.

Показателен в этом отношении визит, который нанесла российская делегация во главе с митрополитом Иларионом папе Бенедикту ХVI в сентябре 2011 г., когда сопровождавшие его православные священники целовали руку понтифику и принимали от него благословение. Среди них – отец Дмитрий Сизоненко, секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС, отец Энтони (так его имя произнес митрополит Иларион), настоятель храма св. Екатерины в Риме, бывший личный секретарь Патриарха Кирилла.

Возникает вопрос: зачем наши «батюшки» папе руки целуют? Неужели непонятно, что этот жест католического этикета оскорбляет чувства верующих? Нехорошо это – подвергать народ унижению, на которое он не может ответить.

Постоянное повторение одних и тех же жестов, одних и тех же заявлений, одних и тех же встреч с папой – все это способ внушения, когда конечную цель акции представляют как свершившийся факт.

Православных катехизируют

В конце 2011 г. митрополит Иларион заявил о планах создания нового катехизиса РПЦ МП. О подробностях его составления мы узнали от главы Регенбургского института изучения восточных Церквей, специалиста по православию Николауса Вирволя. Он объявил, что новый катехизис нужно приветствовать еще и с экуменической точки зрения, а наши (православные) устаревшие катехизисы весьма плохи:

Новый катехизис «заменит устаревшие, искривленные представления о вере, а также неправильные представления о евангельском и католическом богословии... Я думаю, что здесь русский православный катехизис… может обладать экуменическим значением и оказывать положительное влияние».

Вирволь подчеркивает, что классическим спорным вопросом между Римско-католической церковью и православными является вопрос о первенстве римского епископа. И именно в этом, по мнению ученого немца-католика, новый катехизис может помочь в преодолении разногласий. «Папский примат является обязательной частью веры в сознании многих верующих. Нужно не только иметь истинное учение – то, что оно есть и у православных, никогда не оспаривалось в течение веков – но и пребывать в послушании папе».

Католики – это, прежде всего, паписты. С этой иглы – власть папы – католики не слезут. Они сами отравились, и эту же иглу через нашу иерархию суют с разных сторон в Тело Церкви.

Что обязательно нужно иметь в виду, когда мы слышим слова «встреча, встреча, встреча»? Нам никто никогда не скажет, о чем разговаривает будущий предстоятель РПЦ с папой Римским: все делается за нашей с вами спиной. Если люди занимаются политикой, то ее большая часть будет секретной. Нас сбивает с толку привычка относиться к иерархам как к людям религиозным, как к «пастырям», к «отцам». Эту привычку нужно на время оставить. «Восточные паписты», дипломаты РПЦ – люди абсолютно авторитарного склада, они ни с кем никогда не сотрудничают, кроме, как сами с собой и своим кумиром, действительно любезным их сердцу папой Римским. А нас ставят «перед фактом» и будут ставить «перед фактом».

И, позвольте, разберем последний аккорд в сладком созвучии предателей Православия и истовых католиков. Сегодня главная тема для сближения Ватикана и РПЦ (она делает более реальной возможность встречи папы и Патриарха) – это поиск путей мирного разрешения «военного конфликта» в Сирии и спасение христиан Ближнего Востока. Звучит? Красиво? А что на деле? Со времени Ферраро-Флорентийского собора ничего не изменилось: руки выкручивать будут. Только в качестве цены за миротворчество в Сирии (а после Сирии черед России) предлагается не уния (слишком грубо!), а братский «диалог любви».

8. НАМ ПИШУТ С УКРАИНЫ

Пишут из одной из украинских епархий:

«...изучили статью «Реформация через администрацию». Эту статью мы поместили в сборник «Христианин» и сотнями в текстовом варианте вместе с видеосборниками в конвертах разослали по нашей епархии. А сейчас рассылаем и по другим епархиям. Дай Бог, для некоторых священников этот труд окажется воспринятым должным образом. Для нас очевидно, что вскоре в нашем юго-западном крае предстоит острейшая стычка с латинским язычеством»

9. ИЕРЕЙСКАЯ ПОДОТЧЕТНОСТЬ

Иерей Матфей пишет: «И.Петров правильно говорит, что при новом Патриархе Кирилле «под учет и отчет поставляются все сферы церковной жизни». Также он говорит, что «смысл реформ – подавить пастырскую деятельность, заменить пастыря (епископа и священника) опытным и абсолютно послушным администратором».

По роду своей деятельности И.Петров (храни его Бог) даже представить себе не может, что новые формы отчетности и есть способ «подавлять пастырскую деятельность». Между одним и другим нет никакого зазора: отправить распоряжение по приходам, и сколько нас ни есть иереев в России, из каждого начнут тянуть жилы.

Вспоминается рассказ 1,5 годичной давности. Приехал священник из-за границы и говорит одному моему знакомому: «Ты знаешь, в Московской Патриархии засела секта регистраторов. Теперь все оценивается качеством бумаги и принтеров, кол-вом цветных фотографий и изящностью размещения материала, количеством поданной статистики, и не важно, верна она или нет!».

10. ГЕЙ-СКАНДАЛ В КАЗАНСКОЙ СЕМИНАРИИ

Нам пишет пенсионерка, преподаватель русской литературы Елизавета Антонова-Кошкина из Москвы. «Отыскала по вашему совету книгу Зисиса “Благое непослушание или худое послушание”. И сразу наткнулась на главу “Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм”. Как такое читать?»

Отвечаем, что читать православного ученого грека Зисиса совершенно безопасно.

Чего мы не можем утверждать о следующем материале, посвященном этой крайне болезненной теме. К сожалению, материал не подписан (да и как он мог быть подписан?), однако наблюдения автора совпадают с нашими вплоть до деталей: автор знает, о чем пишет, и он сам не называет ничьих имен. Важно, что гей-проблему среди православных автор знает изнутри, чего И.Петров (который заострил наше внимание на ней) сделать по своему положению не мог. Корректируя мнение И.Петрова, автор заметки утверждает, что «нельзя однозначно утверждать, что гей-сообщество в церкви есть организованная, объединенная сила», скорее это «влиятельная закрытая группа». Такова личная точка зрения автора и важное уточнение. Вот присланный нам материал. Он назван:

«Голубой – цвет неба? Разбирательство с гей-скандалом в Казанской семинарии – явление новое для РПЦ»

Разбирательство с гей-скандалом в Казанской семинарии событие новое для РПЦ. Еще никогда из-за жалоб семинаристов или кого-то из низших церковных чинов, из Москвы не выезжала комиссия разбираться в таких вопросах. Прошлое шумное событие такого рода с епископом Никоном в Екатеринбурге было связанно с серьезным конфликтом между епископом и влиятельным духовенством высшего звена епархии, то есть ситуация принципиально иная.

Здесь я постараюсь ответить на два вопроса. Первый – что из себя представляет гей-сообщество в современном русском православии; второй – почему именно сейчас жалобы низших возымели столь серьезную реакцию церковной верхушки.

С гомосексуализмом в монашеской, церковной среде я столкнулся впервые еще в 80-е. Юным неофитом я ездил к разным батюшкам и по немногочисленным тогда монастырям. Первый раз ко мне подкатывать стал монах в Псковских Печерах. Когда другой монах и послушник заметили это, они объяснили мне, что это «жжжж» в виде интереса к молодому паломнику – неспроста, да и монаху тому намекнули, чтоб не лез.

Другой раз я попал к некоему, почитавшемуся чуть ли не за старца архимандриту из учеников митр. Никодима Ротова в элитный подмосковный приход, хотел устроиться у него алтарником. В домогательствах он не был слишком настойчив, но, поняв, что я не из «своих», в алтарники меня не взял.

Надо сказать, мне еще повезло, другим моим знакомцам приходилось переживать куда более серьезные и малоприятные моменты, вплоть до попыток открытого насилия или приставаний прямо во время литургии в алтаре. Лидером по всяким таким историям была в те годы Ивановская епархия.

Явление это не новое, безусловно. Так один покойный ныне митрополит открыто рассказывал, как его «научили этому», когда он был послушником в послевоенной, только что возрожденной Троице-Сергиевой Лавре. Сам он, кстати, был скорее исключением. Не особо скрывая своей ориентации, он не был покровителем и защитником закрытого гей-сообщества. «Свои» в епархии у него были, но особыми привилегиями или покровительством они не пользовались, а его выдвиженцы, ставшие архиереями, не все были исключительно геи.

Чаще бывает по иному, «своих» поддерживают; если наказывают, то не строго и больше для формы, а вмешавшимся или создавшим проблемы – не прощают. Так один очень известный, также ныне покойный священник рассказывал мне лично, как, будучи еще алтарником, он был свидетелем откровенного гей-поведения некоего приходского батюшки, со сценами ревности и прочими неприкрытыми подробностями. Он написал жалобу архиерею, и отец тот был перемещен на другой приход, было это в 50-е годы. Через много лет, уже став священником, написавший некогда жалобу, дал приют одному молодому послушнику, оказавшемуся геем. Будучи благодарен за помощь в трудной ситуации, послушник рассказал священнику ту историю с его докладной на священника-гомосексуалиста (хотя было это в совершенно другой части СССР) и предупредил, чтобы он остерегался, т.к. «наши» не простят и будут мстить. Последующие скорби и гонения заставили того священника всерьез вспоминать те предупреждения.

Тем ни менее, нельзя однозначно утверждать, что гей-сообщество в церкви есть организованная, объединённая сила. «Своим» чаще помогут, закроют глаза, отмажут, но могут быть и внутренние конфликты и разномыслия, как в любой закрытой группе.

Количество гомосексуалистов (или бисексуалов) в разных епархиях очень различно. Где-то архиерей стремился не держать таковых, при первых сведениях изгонял из епархии, а где-то – прямо наоборот.

Интересна ситуация сейчас на Украине, где, по моим данным, из весьма осведомленного источника, более половины архиереев УПЦ МП составляют гомосексуалисты, так что поддерживаемый светскими властями кандидат на место слабеющего митр. Владимира строгий монах, будучи никак не из «этих», мало имеет шансов при архиерейском голосовании. Одновременно у «раскольников» УПЦ КП архиереев-геев либо нет, либо осталось совсем немного.

И вот, при таком размахе проблемы, которую при этом десятилетиями старались не замечать, вдруг, «ревизоры» в Казани. Почему?

К РПЦ сейчас особый интерес СМИ, некоторые считают это «нападками», но как же может не расти интерес в обществе к церковным проблемам при росте влияния церкви как организации? Гневные обличения со стороны высших чинов РПЦ в отношении содомии, «обнаглевших» ЛГБТ-активистов и расширения влияния прав геев на Западе мы слышим чуть ли не каждый день. Первые лица РПЦ всячески создают впечатление, что церковь идет в ногу с партией власти, в то время, как «православные активисты» своей дебелой гомофобией нагнетают истерию. В этой ситуации возникновение церковного гей-скандала с активным участием СМИ (а при нынешних технологиях еще и с какими-нибудь пикантными видео) – вопрос ближайшего времени, и даже странно, что этого еще не произошло.

Вот и решили сыграть на упреждение, предупредить, таким образом, всех не особо осторожных. Само по себе, это не плохо. Хоть в такой форме и объеме обращение к уже давно перезревшей проблеме радует, да и конкретным пострадавшим от домогательств, надеюсь, будет отраднее.

Но ведь дело в том, что саму проблему такие компании решить не могут. Остановить влияние закрытой группы, такой, как гей-сообщество внутри закрытой, управляемой формы по типу «вертикали» крайне сложно: вертикаль – как теплица для подобной плесени.

Лишь когда всевластие архиереев будет ограничено, когда общины будут иметь реальную власть и права, когда не ущемленные в своих правах миряне и духовенство смогут сотрудничать, когда установится прозрачность всех взаимоотношений между иерархической верхушкой, духовенством и мирянами, – лишь тогда станет возможным в корне изменить ситуацию[4], чему свидетельство – положение в РПЦЗ. Там такой проблемы фактически не существует, и при этом, заметим, без всяких громких заявлений и борьбы с чужими грехами или образом жизни.

БЛОГ "CHRIST CIVILIZATION", 20 декабря 2013 г.

Автор присланного материала помогает лучше понять связь между двумя пунктами «анализа», который предложил И.Петров: наличие гей-проблемы в духовенстве и наличие беспощадной властной «вертикали» в нашей иерархии. Поскольку «вертикаль» власти сейчас систематически укрепляется, то и никакого исцеления от гей-заразы не предвидится. И при этом следует иметь в виду, что иерархия сейчас отстраивается по образу папства, а это уже хорошо опробованная модель.

Мы знаем, какую роль в уходе Бенедикта ХVI сыграл ультиматум гей-лобби в Ватикане, рассматривающего его как препятствие на пути готовящейся либертарианской перестройки в целях встраивания католицизма в «новый сексуальный порядок».

О бывшем папе мы можем не печалиться. Крайне тревожит другое, а именно сообщение, что «более половины архиереев Украинской Православной Церкви Московского Патриархата составляют гомосексуалисты, так что поддерживаемый светскими властями кандидат на место слабеющего митр. Владимира строгий монах, будучи никак не из “этих”, мало имеет шансов при архиерейском голосовании».

Не знаешь, что и думать, когда смотришь на последние решения православного начальства на Украине: и подписи в пользу евроинтеграции дали, и православных от общественной деятельности (под видом, что она политическая) устранили, и отмалчиваются упорно, когда кругом давит католическая стихия... Что тут думать?

31 декабря 2013 г.                                                                                              

 И.Петров
Окончание следует.


[1] В действительности первым председателем ОВЦС был владыка Николай (Ярушевич) – прим. «Аминь. SU».

[2] Каверин, Николай Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?. // Благодатный огонь (Приложение к журналу «Москва»). № 12, 2004 г. С. 47.

[3] Сейчас ситуация кардинально изменилась, и циркулирует упорный слух о скором штурме Киево-Печерской и Почаевской Лавры оранжевыми боевиками – прим. «Аминь. SU», начало февраля 2014 года.

[4] Здесь автор (или авторы) продолжает развивать свою крайне сомнительную идею, в основе которой – подмена церковной   соборности, немыслимой вне иерархичности Церкви, так сказать, чистым, беспримесным демократизмом. Будучи понятной реакцией на крайнюю бюрократизацию церковной институции, происходящую в последнее время, эта тенденция таит в себе не меньшие опасности, чего скорее всего не осознают сами авторы в силу крайне невысокой собственной церковности – прим. «Аминь. SU». 


Возврат к списку