Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Русские мусульмане – защитники ислама или враги государства?

Русские мусульмане  – защитники ислама или враги государства?

Большой информационный шум поднялся вокруг возбуждения уголовного дела в отношении петербуржца Максима Байдака. Он обвиняется в том, что, являясь участником религиозной исламской организации «НОРМ» (Национальная Организация Русских Мусульман) опубликовал 29 мая 2011 года на одном из интернет-ресурсов статью, в которой фактически содержится оправдание терроризма.
Казалось бы, ничего особенного. История неприятная и не более того. Если бы не поднявшийся шум. В чем же причина этого шума?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, начнем от печки. Русские мусульмане – звучит непривычно. Этнические русские и вдруг мусульмане. Но в действительности это явление не экзотическое и даже не новое. Во второй половине 20-го века в ислам переходили многие видные представители европейской, в первую очередь французской, интеллигенции. Такой переход являлся признаком и следствием кризиса традиционной европейской ценностной системы. В условиях такого кризиса люди, интеллигенты в первую очередь, стали пытаться выстроить свои ценностные системы на основе нетрадиционных для Европы религий и идеологий. Ислам, как наиболее динамичная из мировых религий, стал основой нового мировоззрения части европейских интеллектуалов, людей, стремившихся создать целостную мировоззренческую систему. (Наиболее известные примеры – Жан  Ив Кусто и Рене Генон). Ислам стал религией той части элиты, которая отошла от своей исторической религиозной и культурной традиции. Для людей, желающих разрешить мировозренческий кризис через действие – преобразование общества, идеологической основой стал маоизм или троцкизм.
У нас тоже в 90-е годы прошел (а может быть ещё и не прошел) мировозренческий кризис, когда одно мировоззрение (коммунистическое) было в одночасье отменено, а другое (либеральное) обернулось такими бедствиями, что не смогло стать мировоззрением почти ни для кого. В этих условиях интерес этнических русских к исламу естественен. (Конечно, идеально было бы, чтобы ищущих русских людей вбирала в себя православная Церковь, но Церковь в 90-е только восстанавливалась и не всегда могла распространить свое влияние на всех нуждающихся).
Так что по форме все похоже на Европу. А вот содержание в процессах оказалось разное. Французские мусульмане – это представители интеллектуальной элиты, русские мусульмане – это молодые деятели, которые пытаются преодолеть мировоззренческий кризис не через поиск истины, а через практическое изменение мира. Причины таких качественных различий очевидны. Во-первых, левый радикализм не может у нас быть основой отрицания предыдущей традиции, потому что предыдущей «традицией» был коммунизм. Поэтому маоизм как идеологическая основа бунта у нас не пройдет. Во-вторых, за эти 50 лет в исламе усилились радикальные тенденции, которые, с одной стороны, выдвигают лозунг слома всего чужого, близкий бунтарям, а с другой, являются упрощенной версией ислама, не требующей высокого интеллектуального уровня и пригодной для новых бунтарей.
«Русский ислам» с необходимостью стал радикальным. И в этом основное противоречие русского ислама как религиозного течения, оно объявляет войну традиции, опираясь на самую консервативную традицию – религиозную. И остается вопрос: а религия ли это?
Но перейдем к политическому радикализму. Статья господина Байдака – яркое проявление этого радикализма. И Байдак не остался один. Лидер «НОРМ» Харун Сидоров опубликовал в интернете «Русский исламский манифест» в котором призывает бороться с «фараоническим государством». Среди прочего он выступает за исламское государство на Кавказе и за удары по Сирии. Так что позиция русских мусульман полностью совпадает с позицией нашей либеральной оппозиции. (Не случайно защитой «НОРМ» активно занялась либеральная пресса). И это притом, что радикальный ислам в других странах противостоит либералам. Но бунтарям, которыми по сути являются русские мусульмане, все равно с кем солидаризироваться, вступать в союз, только бы против власти. И все уверения, что они защищают лишь свои права, вызывают серьезные сомнения.
Русские мусульмане (по крайне мере в лице их лидеров) противопоставили себя российскому государству, а по большому счету и обществу. И «дело» Байдака во весь рост ставите перед нами проблему защиты самого общества. Хорошо, что наше общество способно защищаться – значит оно ещё живо. А с врагами надо бороться, даже если они говорят, что они нам не враги.

Дмитрий Журавлев,
государственный советник 3 ранга,
специально для портала «Аминь.SU»

Хотя из статьи это и так вполне ясно, считаем своим долгом еще раз специально оговорить, что под русским исламом здесь имеется в виду радикальный ислам, принимаемый этническими русскими, а отнюдь не ислам, который традиционно, исторически существовал и существует на территории России. – Ред.

 


Возврат к списку