
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Ничего нового
На фото: Виржини Эфира в роли Бенедетты Карлини
Итак, после активных протестов православной и просто культурной общественности Министерство культуры России отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму нидерландского и американского режиссера Пола Верховена «Святая дева» (в несостоявшемся российском прокате «Искушение»).
Отмечая этот отрадный факт, хотелось бы все же вкратце прокомментировать сам феномен, с которым нам в данном случае пришлось столкнуться и которому пришлось противодействовать. В нашей православно-патриотической среде бытует мнение, что перед нами просто злобное кощунство и ничего больше и что абсолютно неважно, на католической почве происходит действие или на православной. Главное – то, что авторы глумятся над главными христианскими святынями – над Христом и Божией Матерью.
Что касается моральной оценки нового творения автора «Основного инстинкта», то с ней спорить, разумеется, не приходится. Но с тем, что имеет место наша общая с католиками беда, согласиться никак не возможно. Ибо и это и другие аналогичные явления современной постхристианской культуры – глубоко логичный, закономерный продукт западного христианства во главе с папством, отнюдь не вчера вступившего на путь апостасии.
Как известно, в основу фильма положена история католической монахини Бенедетты Карлини,жившей в Италии в XVII веке, которая стала героиней книги некой Джудит Браун, «специалиста по эпохе Ренессанса». Именно книга Д.Браун, вышедшая в 1986 году, сделала Бенедетту своего рода знаменитостью. Биографическая справка указывает, что эта книга, в которой автор, основываясь на неких флорентийских источниках того времени, выдвинула гипотезу о лесбиянских наклонностях и соответствующей связи своей героини, вызвала «бурю негодования в Ватикане». Последнее представляется нам несколько странным, будучи ярким примером весьма яркого и показательного лицемерия, и вот почему.
Была ли Бенедетта на самом деле лесбиянкой – дело темное. Такие истории тогда порой случались. В целом нравы эпохи Ренессанса, в частности в той же Италии, были настолько далеки от христианских идеалов, что когда А.Ф. Лосев лишь мельком коснулся их в своей знаменитой монографии «Эстетика Возрождения», это вызвало небывалый скандал в среде советских исследователей, привыкших идеализировать Ренессанс и противопоставлять его «средневековому мракобесию» (то есть, по сути – власти Церкви). Однако другие детали ее биографии, приведенные в книге Д. Браун (которая является все же профессором и доктором наук, а не беллетристом и умеет работать с источниками), вполне типичны для целого ряда католических «святых» и отличаются от их жизнеописаний, пожалуй, лишь некоторой излишней гипертрофией, так сказать, ключевых деталей.
Суд инквизиции, в частности, вменял Бенедетте Карлини то, что она, будучи уже настоятельницей, якобы (как говорилось в поступившем на нее доносе) провела в стенах своего монастыря некий обряд бракосочетания, в котором выступила в роли невесты самого Иисуса. При этом «Бенедетта говорила голосом Христа, она возвещала о своём грядущем величии и призывала монахинь, называя себя их Императрицей, к безоговорочному подчинению». Является ли такое восприятие духовных реалий чем-то исключительным и заведомо преступным в католической традиции? Любой, знакомый с темой не понаслышке, хорошо знает, что нет. Ибо эротическое, вполне плотское вожделение ко Христу – вполне обычное дело в истории католической «святости». Достаточно привести хотя бы некоторые детали из жизнеописания «блаженной» Анджелы, одной из самых почитаемых «святых» у папистов. Дух Святой является ей и нашептывает такие слова: «Дочь Моя сладостная Мне, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня»[i]. Святая находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений. Крест Христов представляется ей брачным ложем. Она сама через это входит в Бога: «И виделось мне, что нахожусь я в середине Троицы...» Анджела просит Христа показать ей хоть одну часть тела, распятого на Кресте, и Он показывает ей свою... шею. «Тотчас же прежняя печаль моя превратилась в такую радость и столь отличную от других радостей, что ничего и не видела и не чувствовала, кроме этого. Красота же шеи Его была такова, что невыразимо это. И тогда уразумела я, что красота эта исходит от Божественности Его. Он же не являл мне ничего, кроме шеи этой, божественной и сладчайшей. И не умею сравнить этой красоты с чем-нибудь, ни с каким-нибудь существующим в мире светом, а только со светом тела Христова, которое вижу я иногда, когда возносят его»[ii]. И т.д. Она не менее страстно, чем на шею Христа, взирает на Крест Христов, на Его раны и на отдельные члены тела. Не чужда она, как и многие западные подвижники, и стигматизации, то есть насильственного вызывания на своем теле кровавых пятен. В довершение всего Христос обнимает Анджелу рукою, которая пригвождена была ко Кресту. «Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда не могла я стоять на ногах, но лежала и отымался у меня язык... И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела»[iii]. Вполне в том же русле развивался мистический опыт и Терезы Авильской, которую суд инквизиции провозгласил доктором богословия, тем засвидетельствовав, что ее опыт относится к самой мистической сердцевине в традиции западного «христианства».
Комментируя красноречивый рассказ Анджелы о своем мистическом опыте, наряду с другими примерами подобного рода, Лосев вполне очевидным образом замечает, что ни с какой святостью это все ничего общего не имеет, а с православной точки зрения, достойно лишь анафемы. («Весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма – можно, конечно, только анафематствовать»).
Таким образом, Бенедетта просто «зарвалась», решив, так сказать, «узаконить» свое духовно-эротическое прелюбодеяние со злым духом в образе Христа с помощью обряда «бракосочетания». Вполне католический вообще-то мотив…
Профессор религиоведения из Университета Пенсильвании Энн Маттер, которая вступила в полемику с Джудит Браун, настаивает на том, что упомянутые во флорентийских документах сцены соблазнения Бенедеттой сестры Бартоломеи есть не что иное, как оговор последней. Сношения же с духом, которого Карлини называла Сплендителло, что в переводе с итальянского может быть переведено как Сверкающий, или Великолепный, по мнению Маттер, также являются не фактом, а бредовыми фантазиями или, что более вероятно, признанием, которое монахиня дала под пытками.
Так это или нет, сказать с уверенностью, разумеется, невозможно. В любом случае очевидно, что имеют место разногласия между исследователями, а Верховен взял для своего фильма наиболее «кассовую» на сегодня версию с модной сейчас темой сексуальных перверсий. Однако для нас важно не это, а то, что сношение с бесом, принимающим обольстительный облик, предстающим в виде Ангела, а то и самого Христа – вполне «традиционно» для католической мистики, только в жизнеописаниях западных «святых», бывших несколько осторожнее Бенедетты в рассказах о своем опыте и не вступавших, в отличие от нее, в конфликты, так сказать, номенклатурного свойства, они трактуются в позитивном ключе. «Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать», - свидетельствует Тереза Авильская. Даже Д. Мережковский в книге «Испанские мистики» удивляется, как это «святая» не вспомнила в связи с этим про «свист древнего змия». «В этом несказанно-блаженном соединении души с Богом и тело немного участвует, – признается Тереза и тотчас прибавляет, чтобы не солгать себе и другим: – Нет, тело в этом очень много участвует»[iv]. «Чувствует себя душа упоительно раненой, но не знает кем (!), и начинает жаловаться, как влюбленная». Смерть кажется душе в такие минуты упоительным восторгом в объятиях Возлюбленного. «Я хотела бы растерзать сердце мое на части, – восклицает Тереза, – чтобы только сказать, как мука эта сладостна»[v].
Итог мистического опыта Терезы – «пронзение», когда некий «золотой ангел» пронзает ее внутренности своим копьем, от чего она испытывает неизъяснимое и мучительное наслаждение. Именно это однозначно прéлестное состояние, в котором правильная молитва подменена эротическим возбуждением, и было признано инквизиторами духовной вершиной католической традиции.
Странно, что никто до сих пор не удосужился сравнить эти откровения одной из самых известных и почитаемых папистами католических «святых» с текстом клипа 1989 года «Как молитва» («Like a prayer»), принесшего первую громкую славу современной «звезде» шоу-бизнеса, ставшей в итоге каббалисткой и откровенной сатанисткой – Луизе Веронике Чикконе («Мадонне»), получившей очень строгое католическое воспитание, в результате которого она сбежала из католического пансиона еще в несовершеннолетнем возрасте для того, чтобы стать танцовщицей в стриптиз-баре в Нью-Йорке. Как известно, основное содержание этого клипа – «любовь», точнее эротическое вожделение именно к Богу, ко Христу. Все остальное вполне можно признать просто орнаментом, вводящим в более современный контекст
Когда ты зовешь меня, это как маленькая молитва,
Я падаю на колени, я хочу взять тебя туда.
В полночь я ощущаю твою силу,
Только молитвой, ты знаешь, я возьму тебя сюда.
Я слышу твой голос, подобный песне ангела.
У меня нет выбора, я слышу твой голос,
Это как полёт.
Я закрываю свои глаза. О, Господи, мне кажется, я падаю,
С небес, я закрываю глаза.
Небеса, помогите мне!
И т.д. «Мадонна» сама написала эти стихи, отчасти использовав свои дневники, которые она вела в период пребывания в католическом колледже, выражая в них свои сокровенные переживания того времени.
На эту тему можно рассуждать еще долго, приводя и другие примеры. В качестве итога скажем, что, по нашему глубокому убеждению (основанному на знании источников, а также научной и богословской литературы), сегодняшние безобразия на тему эротики и «святости», которые православным сознанием однозначно воспринимаются как мерзкое кощунство, начались отнюдь не вчера, а являются своего рода итогом последовательного движения по пути апостасии самого западного христианства, сегодня выродившегося уже до своей полной противоположности. Диалектика – упрямая вещь!
[ii] Там же. С. 137.
[iii] Там же. С. 151–152.
[iv] Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 72.
[v] Там же. С. 72–73.