
Новости и комментарии
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Искушение политическим исихазмом

Фото: Святая Гора Афон – духовная цитадель мирового Православия
Эта реплика – некое продолжение моего сообщения на нашей недавней конференции по Афону в Ваймаре. В этом сообщении, его можно прочесть на сайте, посвященном Афону, я говорил о том, что духовная традиция, школа аскезы после периода ухода из мира, который требуется для развития ее высокого искусства мистического богообщения, затем возвращается в мир для духовного наставничества, для помощи миру и обществу в преодолении их опасных, часто греховных уклонений, для исцеления общества и человека. Для той миссии, которую Евгений Никифоров обозначил, как служение в качестве антибиотика. Этот возврат в мир духовной традиции, в частности, и великой православной афонской традиции, необходим, плодотворен и актуален для современного мир. Но сейчас я хочу продолжить эту тему возврата одним мотивом, который может показаться антитезой к теме. Может прозвучать, если выразиться по «Пиру» Платона, как некоторая палинодия. Заметим, что возврат в мире неизбежно несет с собой трудности искушения для духовной традиции. Для меня ярким напоминанием о таких искушениях стали мои совсем недавние впечатления, прямо они не связаны с исихазмом, и, тем не менее, для нашей темы существенны. Недавно я был в Китае в знаменитом буддийском монастыре Шаолинь. Как вероятно, все знают, это древнейший и значительнейший центр традиций дзэн, или точнее, надо сказать, говоря о Китае, чань-буддизма, поскольку столь популярный во всем мире дзэн начинался в Китае, как чань. Разумеется, эта традиция крайне далекая от нас, от мира православия, Афона и исихазма. Но при всем том это также древняя духовная практика и духовная традиция. Mutatis mutandis, роль и место Шаолиня в традиции чань-буддизма можно сопоставить с ролью и местом Афона в исихастской традиции. Буддизм сегодня во всех своих главных ветвях активно проводит линию и стратегию как раз возврата в мир, выхода в мир, открытости миру. И когда я был Шаолине, а у меня была возможность детально и отчасти даже изнутри ознакомиться с ним, я очень наглядно мог видеть, какие искушения и риск скрываются в этой линии. Мирской уклад стремится подчинить себе традицию, захватить ее, наложить на нее свою печать. И древний монастырь Шаолинь стал сегодня, по сути, коммерческим предприятием, познавательным и развлекательным заведением для публики. Здесь постоянный огромный поток туристов, которым все демонстрируется, и для которых устраиваются специальные представления, иногда грандиозные, напоминающие большей всего эстрадные американские шоу. Какое предостережение мы отсюда должны извлечь? Конечно, не только предостережение против вторжения коммерции в жизнь духовной традиции. В мирской стихии огромное разнообразие и пестрота, искушения ее многолики и бесчисленны. И можно, пожалуй, сказать, что сегодня в современном мире и обществе есть два главных искушения, которые силой мира сего ставят перед духовной традицией. Во-первых, это действительно шаолиньское, скажем так, искушение, искушение рынком, мощнейшей рыночной стихией современной жизни. И, во-вторых, есть вечное искушение земной властью, а точнее и современнее сказать, искушение политикой, альянсом с властями мира сего, с политическими институтами, силами, идеями и так далее. В порядке рабочей гипотезы я бы рискнул предположить, что для дальневосточных, не наших традиций более реально и опасно сегодня искушение рынком. Об этом именно и говорит мой малый, но все-таки живой, наглядный опыт в монастыре Шаолинь. Но для православия, для исизазма в православных странах, мне кажется, более опасно и актуально в наши дни искушение политикой. Оно может принимать форму уклона, тенденции к политизации исихазма, к превращению его в явление, которое имеет уже политическую природу вместо исконной изначальной духовной и антропологической его природы. Кратко можно говорить, что это тенденция превращения исихазма в политический исихазм. Примеров подобного уклона можно найти немало. Я не готов и не компетентен делать категорические выводы, но хотелось бы просто задать вопрос. Скажем, то, что длительное время уже происходит в славном монастыре Эсфигмен на Афоне, не увидим ли мы за этим каких-то элементов политизации исихазма, вторжения в исхастское сознание политического сознания, замутнение исихазма политикой. А в России сегодня политический исихазм просто большая тема, которая становится все более актуальной и популярной. Здесь превращение исихазма в политисихазм поддерживается и защищается многими. В этом видят одну из естественных и необходимых слагаемых имперской идеи, института православной имперской государственности, которую мы сегодня активно обсуждаем в качестве одного из мыслимых, в принципе, образцов развития страны. Но при всем том, обсуждая эти варианты, нельзя забывать, что политический исихазм остается тем, что он есть – искушением исихазма политикой, и он несет в себе угрозу искажения духовной традиции, утраты ею своего духовного и бытийного онтологического существа. Для преодоления этого искушения надо, прежде всего, твердо помнить, чем в действительности должен быть возврат традиции в мир. Очевидно, что в первую очередь здесь не должно быть подчинения миру, перехода на пути мира, принятия его норм. Входя в мир, духовная традиция должна возвещать иное миру, нести свидетельство миру о премирном, служить призывом к премирному устремлению человека и по возможности коррекции исцеления и общества также уже и на социальном уровне, исцеления премирными началами. В любой стадии своего пути, в том числе и в своем возврате в мир духовная традиция, исихазм, Афон несут одно и то же, незаменимое и уникальное назначение: хранить и передавать подлинный опыт восхождения христианина ко Христу. Опыт общения со Христом и соединения с ним в Духе Святом.
Автор: Сергей Хоружий, «Радонеж»
Источник: http://www.radonezh.ru/analytic/17248.html