
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: Как я перестал быть экуменистом
Когда-то они были вместе…
Многие просят меня сказать, как я отношусь сегодня к своей прежней вовлеченности в экуменическое движение. Говорил об этом в нескольких выступлениях, скажу еще раз «на тексте».
Придя в Церковь через довольно консервативные круги, в конце 80-х – начале 90-х годов я на некоторое время стал искренним экуменистом. Общался с лидерами неформального диссидентского экуменического движения, участвовал в совместных молитвах – в чем потом покаялся на исповеди.
Полное разочарование в экуменизме у меня наступило уже в первые годы участия в мероприятиях «Всемирного совета церквей» и «Конференции европейских церквей», то есть в середине 90-х. Я начал работать в разных органах этих структур около 1992 года – стал членом Комиссии церквей по международным делам ВСЦ, потом был сомодератором комиссии «Церкви и общество» КЕЦ, членом центральных комитетов ВСЦ и КЕЦ. Занимался там в основном «политическими» вопросами – не «богословием» и не поисками единства. Довольно быстро понял, что обе организации представляют из себя стагнирующие бюрократическо-дипломатические сообщества, где все основные дискуссии ведутся вокруг интересов стран и цивилизаций, которые представляют их религиозные общины. Каждая кризисная ситуация – будь то балканские войны, отношения между Южной и Северной Кореей и так далее – порождали изматывающие споры вокруг формулировок компромиссных документов. Рад тому, что удавалось избежать слишком жесткого западного доминирования в ряде вопросов. Неплохая позиция была выработана по отношению к глобальному финансовому капитализму – здесь мы объединились с «левыми» протестантами «третьего мира» и некоторых стран Запада. Но времени на все это было, увы, потрачено очень много. Сами же по себе принятые документы были особо никому не нужны – позиция ВСЦ и КЕЦ сегодня мало кому интересна, в отличие от 60-х – 80-х годов, когда эти организации были ареной соприкосновения западного и советского блоков.
Другая сфера бурной деятельности этих организаций – ожесточенная борьба за руководящие посты в их бюрократии, за разные почетные позиции, за выделение и распределение грантов от религиозных центров, «гуманитарных» фондов, структур ООН и ЕС. Занятие это пустое и глупое, хотя в нашем внешнецерковном аппарате тому, кто где «сядет» в очередном ЦК или исполкоме, уделялось непропорционально много внимания. При этом есть и еще одна проблема – ко всем должностям и позициям постоянно рвутся агрессивные феминистки, ультралибералы, представители сексменьшинств, лица, близкие к западным спецслужбам. Очень часто они задают тон дискуссии на заседаниях – и с ними приходилось постоянно «рубиться».
Уже к концу 90-х я начал откровенно издеваться над всем происходившим в ВСЦ, причем прямо на заседаниях. В 1998 году на ассамблее ВСЦ в Хараре я хорошо оттоптался на феминистках, после чего видная деятельница совета американка Дженис Лав в газете для участников ассамблеи заявила, что «никогда еще не слышала настолько антиэкуменического заявления». На ассамблее 2006 года в Порту-Алегри я распространил издевательский памфлет «Заповеди пост-христианского язычества», где от души поглумился над леволиберальной ревизией христианства в ВСЦ.
«Прогрессивные» деятели долго скрежетали зубами. Один мне сказал: «Неужели ты в самом деле думаешь, что мы такие плохие? Педофилию ведь мы никогда не одобрим». Однако мои прогнозы о ее одобрении некоторыми западными «христианами» к 2030 году остаются в силе – и вполне могут сбыться.
Ни на какие совместные молитвы в ВСЦ и КЕЦ я к этому времени даже не заглядывал – наоборот, демонстративно их игнорировал. На какой-то из ассамблей – кажется, в Порту-Алегри – мы с другим делегатом из России даже устроили перформанс: сожгли экуменический молитвенник недалеко от здания, где совершалось торжественное «богослужение открытия». В общем, разгоняли скуку как могли.
Считаю некоторой честью то, что в 2008 году именно мне довелось объявить КЕЦ о приостановке участия Русской Православной Церкви в этой организации – это произошло вследствие отказа принять туда Эстонскую Православную Церковь в составе Московского Патриархата на фоне принятия константинопольской «автономии» в Эстонии. По сути нас просто грубо обманули – не только Константинополь, но и руководство КЕЦ. Приостановить участие в этих условиях я считал правильным – и получил поддержку Патриарха Алексия и митрополита Кирилла. Надеюсь, что и с ВСЦ вскоре мы поступим так же – или еще более радикально.
Покинув Отдел внешних церковных связей в 2009 году, я попросил при первой же процедурной возможности исключить меня из всех органов «экуменического движения» - и нимало о том не жалею. В органах этого движения нет не только истинной христианской веры, но даже истинного религиозного поиска – один цинизм, мелко-политические дрязги, бюрократические разборки.
В конце советского времени мы верили, что экуменизм приведет к воссоединению всех, кто именует себя христианами, на основе Православия. Но подавляющее большинство протестантов лишь еще более отдалилось от него, а католики стремительно идут по пути пораженчества и приспособления к духу «мира сего», нагло навязывающего логику зла и структуры зла тем, кто возносит в молитве имя Христово. Будет ли в случае соглашательства со злом услышана та молитва? Или те, кто поклонится «веку сему», услышат: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13, 27)?
Протоиерей Всеволод Чаплин