Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Не дать расколоться Русской Православной Церкви

Не дать расколоться Русской Православной Церкви

Фото: Почаевская Лавра – главный оплот Православия на Украине

За баталиями о Евразийском Союзе, о необходимости экономической интеграции Украины, России и Белоруссии многие патриоты забывают о первооснове любого объединения – о религии. Как показывает мировой опыт, никакие объединения, построенные только на экономической выгоде, не способны длиться долго. Без единства Русской Православной Церкви, пронизывающей три наших братских государства, любые интеграционные проекты станут невозможными. Да и вообще, духовное единство Святой Руси – это часть вероучения Церкви, все святые которой, говорившие на эту тему, выступали против образования отдельных «поместных церквей» на русской земле. Они видели в нашем единстве залог спасения людей не только на этом свете, но и в вечности.

Увы, даже многие люди в Москве после развала Союза стали мыслить по местечковому. Дескать, какое кому дело до проблем украинского Православия… А ведь на Украине находится свыше 40% приходов Русской Православной Церкви. Их уход в автокефалию был бы катастрофой не только для РПЦ, но и для России как государства. Русская Православная Церковь остается последним связующим звеном между разрозненными частями русского народа, которые, к сожалению, все дальше отходят друг от друга. На Украине, кстати, уже даже не осталось прорусских партий в парламенте – даже КПУ таковой считаться не может, не говоря уже о регионалах. А уж снова набирающие влияние «оранжевые» силы и вовсе строят свою политику на истерической русофобии.    

Но ныне и единство Православия находится под большой угрозой. За последние семь лет Митрополия УПЦ МП провела неслыханную в древней и новой истории РПЦ либерализацию и попрание канонов. Де-факто она уже практически независима от Московской Патриархии. Так, во многих храмах введен украинский язык богослужения вместо церковнославянского, в некоторых духовных заведениях служат торжественные панихиды по врагам Церкви и России – Петлюре и Шухевиче[1], ограничены до минимума права Святейшего Патриарха Московского на Украине. Более того, уже даже есть немало случаев прямой пропаганды содомии, эвтаназии, ювенальных технологий на интернет-сайтах УПЦ МП, которые курирует архиепископ Александр (Драбинко). А его покровитель, Блаженнейший Митрополит Владимир, в одном из своих интервью прямо назвал автокефалию УПЦ МП от Москвы «венцом наших усилий». Многие поддерживающие церковное единство православно-патриотические организации подпали под антиканонические «прещения» Митрополита Владимира (Сабодана). При этом он вовсе не брезгует регулярно и по-дружески встречаться с руководителями униатов и раскольников, обмениваться с ними подарками. Очень неприятно об этом говорить, но кривая падения нравов в архиерейской среде Украины такова, что через 10-15 лет официозные структуры УПЦ МП, вполне возможно, будут последовательно поддерживать все проамериканские политические силы и предавать анафеме их противников. И даже станут благословлять «браки» гомосексуалистов и эвтаназию. 

При этом нелепо говорить о каком-то массовом западничестве в православной среде Малой Руси. Наоборот, она во многом более консервативная и прорусская, чем в самой Великороссии. Там примерно два миллиона православных имперцев, есть и ряд прорусски настроенных архиереев, большая часть духовенства – тоже вполне здоровая, прорусская, многодетная. Но при этом, как уже говорилось, над всем стоит ультралиберальная Митрополия, имеющая огромную власть. Некоторые ее представители ненавидят всех вышеперечисленных больше, чем политик-неофашист Тягныбок. Может ли это в конечном счете не привести к новому расколу на Украине? Вопрос риторический.

Раскол УПЦ МП ныне многим представляется, увы, более чем вероятным. В этом заинтересованы не только внешние силы, например, руководство США и Евросоюза, которое поддерживает все расколы в Поместных Православных Церквях, от Черногории до России. В этом заинтересованы и многие внутренние силы. Благодаря решениям нескольких последних заседаний Синода УПЦ МП, состоявшихся в момент, когда Митрополит Владимир тяжело болел и не мог заступиться за своего любимца архиепископа Александра (Драбинко), были все-таки предприняты некоторые меры по наведению порядка, ограничены полномочия некоторых молодых церковных деятелей. У них уже нет шансов вернуть свои позиции, но в новом расколе, если они таковой устроят, они могут занять видное положение. Они надеются на поддержку Константинопольского Патриарха – ультралиберала. Он пока активно не вмешался в ситуацию только потому, что надеется провести Восьмой Вселенский Собор, на котором мог бы либерализовать все Православие, а не только Украину. Поэтому и не портит отношения с Московской Патриархией, без согласия которой такой Собор не провести. Однако.

Пропасть между церковным народом и Митрополией все нарастает. Представители последней мало обращают внимания на чаяния паствы. Паства соответственно мало обращает внимания на противоречащие вероучению заявления либеральных «ультрас» из Митрополии и их незаконные «прещения».

Более того, начинается прямое противостояние между этими двумя силами. Так, глава Юридического Синодального отдела УПЦ МП  Волынец обвинил участников недавнего многотысячного Крестного хода против биометрических паспортов в том, что они якобы «проплачены». Вздорность заявления очень недалекого и наглого «заслуженного юриста»  Волынца – верного соратника архиепископа Александра (Драбинко) так возмутила православных, многие из которых за свои последние деньги приехали в Киев, что они готовят против него судебный иск в защиту своей чести и достоинства. 

В этих непростых условиях необходима постоянная возможность быстрой мобилизации людей на Украине для защиты Церкви. Как показывает практика, наиболее активной и самоотверженной в таких вопросах является консервативное большинство верующих, которое придерживается монархических убеждений и особо почитает святого царя-мученика Николая Александровича. Эта огромная масса православных в последние годы была справедливо недовольна многими действиями Митрополии, представители которой нередко ставили собственные политические выгоды выше церковного вероучения.   
К сожалению, в силу ряда причин (прежде всего из-за наличия либералов – покровителей украинских церковных сепаратистов в Московской Патриархии), огромный потенциал поборников православной Традиции, сторонников православной империи в УПЦ пока недооценивается Патриархией и не востребован ею. Хотя более верных сторонников церковного единства на Украине не найти.  
А ведь эти люди готовы уйти в прямое подчинение Святейшему Патриарху Морсковскому – в ставропигию – целыми приходами и монастырями. Думается, лучшей «взбучкой» для каждого недостойного епископа-автокефала и будет массовый уход его паствы под прямое управление Патриарха. На первый взгляд, может показаться, что эти радикальные меры могут «раскачать» ситуацию. Однако она уже и так дестабилизирована. Ее как раз могут спасти только радикальные меры. Неообновленцы Украины совсем потеряли стыд и совесть. Однако, на наше счастье, ситуацию они уже не контролируют. На их «прещения» никто не обращает внимания, напротив, руководители общественных организаций, на которых они наложены, только повышают свой авторитет среди верующих. В ответ на их «увещевания» не ходить на антиглобалистские крестные ходы туда  приходит еще больше мирян и немало духовенства. Уже и светские власти понимают, что они совсем не могут рассчитывать на «силу» Митрополии для понижения социального напряжения в среде православных. В этих условиях массовое взятие приходов и монастырей под прямое правление Московского Патриарха – это прекрасный выход из этой тяжелой ситуации, способ укрепления единства Русской Православной Церкви.    
Патриархия также могла бы показать свое уважение к консервативному большинству и, одновременно, поспособствовать быстрой мобилизации православных, официально поддержав чины покаяния в цареубийстве[2].
В силу ряда недоразумений, прежний Патриарх отозвал свое благословение проводить чины покаяния в цареубийстве[3]. А ведь такие покаянные молебны вовсе не несли вреда для Церкви. Ими призывалась на Русь Божья благодать. Более того, они были нужны даже с точки зрения голого прагматизма. Ведь и ныне с их помощью совершенно безо всяких затрат для Церкви собираются огромные массы народа, которые постоянно показывают ее силу и значимость и на Украине и в Великороссии как для либеральной оппозиции, так и для светской власти.
Несмотря на то, что они нередко критикуют архиереев, особенно за запрет чина, все их действия легко направить в конструктивное русло. Ведь каждый Чин Покаяния может иметь и лозунги защиты Церкви от клеветы антицерковных либеральных СМИ, требования строго наказывать кощунников, принимать даже резолюции в этом ключе. Это возможность организации частых и массовых молитвенных стояний по всему СНГ. Быстрая и постоянная мобилизация консервативного большинства на массовое участие в Чине Покаяния в цареубийстве не потребует ни малейших финансовых затрат, только благословение Патриархии и поддержку церковных СМИ. Ведь даже сейчас, без благословения, как бы полуподпольно, эти молебны нередко собирают тысячи людей. При свободном участии в них духовенства и при официальной мобилизации приходов эти цифры увеличились бы во много раз.  Для России это даже еще более важно, чем для Украины.  
Это также позволило бы усилить полезное взаимодействие с властью, которая, вероятно, хотела бы видеть в Церкви серьезную «антиоранжевую» силу, и была бы весьма довольна такими антилиберальными акциями. В данном вопросе мы действительно являемся ситуативными союзниками. А на окраинах Русского мира, как уже говорилось – на Украине, в Молдавии, Белоруссии, чины покаяния усилили бы борьбу с церковным сепаратизмом, который там постепенно нарастает (Он тихо нарастает даже в Белоруссии, а в Молдавии, как известно, и вовсе ведется антиканоническая экспансия Румынской Церкви). На таких чинах все время моглти бы выдвигаться лозунги о единстве РПЦ, что и сейчас на них происходит, только неорганизованно и сумбурно. На Украине и в Молдавии практически единственными массовыми движениями в защиту единства выступают монархические организации мирян, порой собирающие на свои акции десятки тысяч людей, и пользующиеся поддержкой нескольких миллионов сочувствующих. Эти цифры отнюдь не являются преувеличением. Согласно опросам общественного мнения, на Украине сугубо почитают Святого Царя Николая не менее 10% населения (до 5 миллионов), на антиглобалистские шествия возле Верховной Рады порой собираются и по двадцать тысяч человек, причем саморганизуясь «снизу», самостоятельно собирая деньги на транспорт и питание. С другой стороны, такая стихийность таит в себе и угрозу выхода таких движений из-под контроля Церкви и возникновения расколов «справа». И тенденция к этому, к сожалению, есть. И не в виде полумифических «уходов в пещеры». А в виде вполне реальных переходов мирян и священников в «катакомбники», «витальевцы», и в другие расколы. К счастью, пока так поступили только отдельные активисты. Но если не делать никаких уступок в эту сторону, и при этом постоянно потакать околоцерковной либеральной секте, то такая тенденция может стать массовой. Официальное благословение на чин покаяния практически полностью позволило бы решить и эту проблему, позволяя «выпустить пар» радикальным организациям, позволяя также и отбросить нелепые обвинения РПЦ в пресловутом «сергианстве».     
Разрешение на чин покаяния – это вовсе не нарушение прежней линии Церкви. Напротив, это прямое продолжение политики покойного Алексия II, который хотя и возражал против того именно вида, который в итоге принял «тайнинский» Чин покаяния, но вовсе не отбрасывал саму идею всенародного покаяния в цареубийстве и даже ее поддерживал. Не стоит забывать, что этим чином служили некоторые ныне действующие архиереи РПЦ и воссоединившейся с нею РПЦЗ.
В Послании Патриарха Алексия и Священного Синода от 18 июля 1993 года подчеркивается, что «грех цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тягчайшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании… Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства». В Послании Патриарха Алексия и Священного Синода от 9 июня 1998 года также подчеркивается, что «всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием» необходимо, «чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием».
В этом плане есть полное согласие отцов, святых и современных подвижников, почитаемых в народе. Например,  свт. Иоанна Шанхайского, Серафима Роуза, архиеп. Аверкия (Таушева), ученика Оптинского старца Нектария епископа Нектария (Концевича), митрополита Иоанна (Снычева), чьи книги так популярны в народе.
Итак, ситуация на Украине требует принятия срочных мер. И меры по поддержке сторонников единства РПЦ необходимы. Пока что их, увы, не особо видно. Конечно, огромную позитивную роль сыграли визиты Святейшего Патриарха Кирилла, которые воочию показали ничтожность людских ресурсов украинских автокефалистов. Но все же движения православных мирян на Украине практически не имеют никакой  помощи от Патриархии. Положение необходимо исправлять, иначе в результате «канонической украинской автокефалии» может разразиться мировая трагедия Православия.

Игорь Друзь, председатель «Народного собора» Украины


[1] Шухе́вич Рома́н Ио́сифович (1907 – 1950) – руководитель ОУН (б) с мая 1943 года до своей гибели. В 1941–1942 годах проходил службу в вооруженных подразделениях Третьего рейха: являлся заместителем командира в спецподразделении «Нахтигаль», с ноября 1941 года –  заместителем командира 201-го батальона охранной полиции в немецком звании, соответствующем званию капитана. В 1944–1950 гг. возглавлял Главную Команду Украинской повстанческой армии и подполье ОУН(б).

[2] Чин Покаяния – особое чинопоследование, являющееся плодом творчества русского православного духовенства (архиереев и священников) и народа. Включает проповедь об исторических грехах народа, обязательную индивидуальную исповедь и крестный ход с его основной частью – молебном. Аутентичным следует считать Чин Покаяния, разработанный и применявшийся в Боголюбском монастыре Владимирской и Суздальской епархии. – Ред.   

[3] В действительности никакого официального осуждения Чина церковной властью не было. После ряда провокаций, направленных на дискредитацию движения покаяния в православном народе, Патриарх Алексий выразил свое негативное отношение к этим событиям в своем выступлении на Московском епархиальном собрании. Это было устное высказывание Патриарха, направленное фактически против искажения изначального Чина Покаяния, а не против самой идеи проведения таких богослужений. – Ред.


Автор:  Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины



Возврат к списку